Судья Шелепанова И.Г.
Дело № 71-153/2017
Р Е Ш Е Н И Е
23 ноября 2017 года г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А.,
с участием защитника общества с ограниченной ответственностью «Дубовое ЖКХ» Павловой Ю.А.,
помощника прокурора Биробиджанского района ЕАО ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дубовое ЖКХ», юридический адрес: ЕАО, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 790601001,
по жалобе генерального директора ООО «Дубовое ЖКХ» ФИО2 на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.09.2017, которым постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЕАО С. от 08.08.2017 № <...> о привлечении ООО «Дубовое ЖКХ» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 КоАП РФ, оставлено без изменения
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЕАО С. от 08.08.2017 № <...> ООО «Дубовое ЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Дубовое ЖКХ» ФИО2 подал жалобу, в которой просил его отменить.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.09.2017 постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЕАО С. от 08.08.2017 № <...> оставлено без изменения.
В жалобе на данное решение генеральный директор ООО «Дубовое ЖКХ» ФИО2 просит решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.09.2017 отменить, производство по делу прекратить.
Считает, что ответственность за отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование лежит на собственнике имущества - администрации МО «Биробиджанский муниципальный район», на балансе которой находятся очистные сооружения канализации с. Дубовое, функционирование которых собственником не восстановлено.
Без очистных сооружений ООО «Дубовое ЖКХ» не имеет достаточных оснований для обращения в управление природных ресурсов правительства ЕАО с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в с. Дубовое.
Кроме того, перед получением решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в р. Большая Бира необходимо согласовывать с Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству размещение и эксплуатацию очистных сооружений, расположенных в Биробиджанском районе ЕАО.
В судебном заседании защитник ООО «Дубовое ЖКХ» Павлова Ю.А. доводы жалобы поддержала, пояснила, что ООО «Дубовое ЖКХ» хозяйственную деятельность по водоотведению в с. Дубовое Биробиджанского района ЕАО осуществляет с 19.05.2017. В мае стали готовить документы для получения решения на право пользования водным объектом, но времени было мало и не было денег. На сегодняшний день ООО «Дубовое ЖКХ» деятельность по водоотведению в с. Дубовое не осуществляет.
Помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО ФИО1 с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ЕАО С. суду пояснила, что ООО «Дубовое ЖКХ» приняло на себя обязательство по водоотведению. В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию. При отсутствии очистных сооружений общество должно было заключать договор и вывозить сточные воды на иные очистные сооружения. С учетом всех обстоятельств дела предприятию было назначено наказание в виде предупреждения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, прихожу к следующему.
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
По смыслу ст. 7.6 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок использования водных объектов, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, нарушение такого порядка влечет причинение значительного вреда окружающей природной среде. Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере использования водных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на основании соответствующего решения.
Порядок принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование регламентирован ст. 22, 23 Водного кодекса РФ и п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (далее - Правила).
Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Материалами дела установлено, что 13.07.2017 прокуратурой Биробиджанского района с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по ЕАО С. проведена проверка по факту использования ООО «Дубовое ЖКХ» поверхностных водных объектов без разрешительной документации, по результатам которой составлен акт от 13.07.2017.
В ходе проверки установлено, что водоотведение в с. Дубовом Биробиджанского района осуществляется следующим образом: сточные воды поступают по канализационным сетям через КНС, затем перекачиваются на очистные сооружения. Стоки проходят через здания отстойника и хлораторной и самотеком по канализационным сетям, протяженностью около 400 м, сливаются непосредственно в р. Большая Бира. Канализационный коллектор расположен под землей на глубине 1-1,5 м, обвалован грунтовой насыпью.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Дубовое ЖКХ».
Из материалов дела следует, что договором безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом объектов водоснабжения и водоотведения от 20.08.2012 № <...> администрация МО «Дубовское сельское поселение» передала в безвозмездное временное пользование ООО «Дубовое ЖКХ» муниципальный имущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.07.2017 дополнительный вид деятельности ООО «Дубовое ЖКХ» - сбор и обработка сточных вод.
Признавая ООО «Дубовое ЖКХ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, суд исходил из того, что доказательствами по делу подтверждается факт сброса обществом сточных вод в с. Дубовое Биробиджанского района ЕАО при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда не имеется.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: договором безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом объектов водоснабжения и водоотведения от 20.08.2012 № <...>, актом проверки от 13.07.2017 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Факт отсутствия указанного разрешения и необходимость его получения обществом не оспаривался.
Вопреки доводам жалобы законность и обоснованность привлечения ООО «Дубовое ЖКХ» к административной ответственности за совершение данного правонарушения, его виновность сомнений не вызывают.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что ответственность за отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование лежит на собственнике имущества - администрации МО «Биробиджанский муниципальный район», на балансе которой находятся очистные сооружения канализации с. Дубовое, функционирование которых собственником не восстановлено.
Учитывая, что фактическое пользование комплексом объектов водоснабжения и водоотведения осуществляет ООО «Дубовое ЖКХ», а субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, может являться лишь лицо, осуществляющее пользование водным объектом без правоустанавливающих документов, факт использования ООО «Дубовое ЖКХ» акватории водного объекта для целей сброса сточных вод, без документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, достоверно установлен, следовательно, именно на ООО «Дубовое ЖКХ» лежит обязанность получения решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Довод жалобы о том, что без очистных сооружений ООО «Дубовое ЖКХ» не имеет достаточных оснований для обращения в управление природных ресурсов правительства ЕАО с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в с. Дубовое не обоснован.
Подпунктом б п. 2 Правил установлено, что в соответствии с Водным кодексом РФ на основании решений водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с п. 8 названных Правил на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил по месту расположения водного объекта.
Согласно п. 9 Правил в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются: сведения о заявителе; наименование и место расположения водного объекта; обоснование вида, цели и срока водопользования.
К заявлению прилагаются, в том числе, информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним (п. 10 Правил).
В силу п. 11 Правил к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных, в том числе дренажных, вод кроме документов, указанных в п. 10 Правил, прилагаются: расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод и показателей их качества; поквартальный график сброса сточных вод; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод.
Из вышеизложенного не следует, что к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных, в том числе дренажных, вод, необходимы документы, подтверждающие наличие очистных сооружений.
Является несостоятельным довод жалобы о том, что перед получением решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в р. Большая Бира обществу было необходимо согласовывать с Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству размещение и эксплуатацию очистных сооружений, расположенных в Биробиджанском районе ЕАО.
Так согласно ответу управления природных ресурсов правительства ЕАО от 21.11.2017 в состав обосновывающих документов согласование размещения и эксплуатации очистных сооружений с Амурским территориальным управлением Росрыболовства не входит.
Судьей районного суда обстоятельства, значимые для разрешения дела установлены правильно, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, в силу чего основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.09.2017 по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Дубовое ЖКХ» ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЕАО С. от 08.08.2017 № <...> оставить без изменения.
Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Дубовое ЖКХ» ФИО2 - без удовлетворения.
Судья С.А. Папулова