ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-157/17 от 21.11.2017 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Афанасьева О.С.

Дело № 71-157/2017

Р Е Ш Е Н И Е

21 ноября 2017 года г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А.,

с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

защитника ФИО1 - Матвеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника стрелковой команды ст. Облучье Хабаровского отряда ФГП ВО ЖДТ РФ по ДВЖД ФИО1, <...> года рождения, уроженца <...>, проживающего по адресу: ЕАО, <...>,

по жалобе ФИО1 на решение Облученского районного суда ЕАО от 23.10.2017, которым постановление врио. заместителя начальника отдела - начальника ЦЛРР Отдела Росгвардии по ЕАО ФИО2 от 22.08.2017 № <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника стрелковой команды ст. Облучье Хабаровского отряда ФГП ВО ЖДТ РФ по ДВЖД ФИО1 изменено в части назначенного наказания,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением врио. заместителя начальника отдела - начальника ЦЛРР Отдела Росгвардии по ЕАО ФИО2 от 22.08.2017 № <...> должностное лицо - начальник стрелковой команды ст. Облучье Хабаровского отряда ФГП ВО ЖДТ РФ по ДВЖД ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просил указанное постановление отменить.

Решением Облученского районного суда ЕАО от 23.10.2017 постановление врио. заместителя начальника отдела - начальника ЦЛРР Отдела Росгвардии по ЕАО ФИО2 от 22.08.2017 № <...> изменено, размер назначенного наказания в виде штрафа снижен до 25 000 рублей.

В жалобе на данное решение ФИО1 просит решение Облученского районного суда ЕАО от 23.10.2017 отменить, производство по делу прекратить.

Указал, что разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему от 09.01.2017 выдано на имя начальника Хабаровского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ Ф., который и несет ответственность за хранение и использование оружия в отряде и его структурных подразделениях. Он, как начальник стрелковой команды, является ответственным за сохранность оружия и патронов, что подтверждается п. 192 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» (далее - Инструкция № 288). В данном случае проверяли не только оружие, за сохранность которого он несет ответственность, но и техническую укрепленность комнаты хранения оружия. Недостатков в сохранности оружия, его количественном наличии и качественном сбережении не обнаружено.

17.08.2017 ему стало известно, что инженерно-техническое укрепление комнаты хранения оружия не соответствует требованиям Инструкции № 288, о чем он незамедлительно сообщил вышестоящему должностному лицу.

Инженерно-техническое переоборудование дверного проема комнаты хранения оружия возможно лишь в рамках заключенного договора на оказание возмездных услуг, он такими полномочиями не обладает.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил решение Облученского районного суда от 23.10.2017 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Его защитник Матвеева О.В. поддержала доводы жалобы, пояснила, что согласно должностным обязанностям ФИО1 отвечает за наличие, сбережение (сохранность), учет, использование и состояние числящегося за подразделением оружия, патронов и специальных средств, контролирует их наличие, качественное состояние и не уполномочен по приведению комнаты для хранения оружия в соответствии с требованиями законодательства, поскольку не обладает организационно-распорядительными функциями в отряде. Такими полномочиями обладает начальник отряда Ф., действующий на основании доверенности, выданной ФГП ВО ЖДТ России.

Врио. заместителя начальника отдела - начальника ЦЛРР Отдела Росгвардии по ЕАО ФИО2 пояснил, что вина ФИО1 выражается в том, что он не обеспечил должного хранения оружия и патронов к нему в комнате для хранения оружия, несоответствующей Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Часть 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Материалами дела установлено, что 17.08.2017 должностными лицами ЦЛРР Отдела Росгвардии по ЕАО проведена проверка комнаты хранения оружия стрелковой команды на ст. Облучье Хабаровского отряда ФГП ВО ЖДТ РФ по ДВЖД.

По результатам проверки составлен акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, согласно которому:

- в нарушение п. 169.3 Инструкции № 288 входная дверь в комнату хранения оружия не отвечает понятию «сплошная», а также не укреплена по периметру и диагоналям стальным профилем;

- в нарушение п. 169.3 Инструкции № 288 решетчатая дверь изготовлена из прутка с ячейками более чем 150 х 150 мм, а также не проварена по периметру и диагоналям;

- в нарушение п. 169.4 Инструкции № 288 концы коробов дверного проема в комнате хранения оружия не заделаны в стену на 80 мм и не зацементированы.

Перечисленные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника стрелковой команды на ст. Облучье Хабаровского отряда ФГП ВО ЖДТ РФ по ДВЖД ФИО1, а в дальнейшем привлечения его к административной ответственности.

Судья районного суда, изменяя постановление должностного лица в части размера назначенного наказания, пришла к выводу, что согласно должностной инструкции начальника стрелковой команды и разрешению на хранение и использование оружия и патронов к нему, согласно которому ответственным за сохранность оружия и патронов назначен ФИО1, последний является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.

Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.

Так из материалов дела следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, вменяемого ФИО1, образуют действия, выразившиеся в нарушении требований, предъявляемых к технической укрепленности комнаты для хранения оружия.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, юридические лица, после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.

Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ установлены Инструкцией № 288.

Согласно п. 163 Инструкции № 288 оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.

Требования к технической укрепленности комнаты для хранения оружия и (или) патронов (оружейные комнаты) определены в п. 169 указанной Инструкции.

В силу п.п. 189, 192 Инструкции № 288 в ходе проверок обеспечения сохранности и безопасности хранения оружия и патронов юридическими лицами сотрудники органов внутренних дел устанавливают, в том числе соответствие технической укрепленности мест хранения оружия и патронов требованиям указанной Инструкции. Осмотр помещений зданий и сооружений осуществляется в присутствии руководителя юридического лица либо его заместителя, а осмотр оружия и патронов - в присутствии лица, ответственного за их сохранность.

Из вышеизложенного следует, что обязанность по технической укрепленности мест хранения оружия в соответствии с требованиями Инструкции № 288 лежит на юридическом лице.

Из материалов дела следует, что 09.01.2017 ЦЛРР Отдела Росгвардии по ЕАО ФИО3 отряд ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на ДВЖД <...> выдано разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ № <...> со сроком действия до 09.01.2022 (далее - разрешение на хранение оружия). Ответственным за сохранность оружия и патронов в разрешении указан ФИО1

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 работает в Хабаровском отряде ведомственной охраны - структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Дальневосточной железной дороге в должности начальника стрелковой команды ст. Облучье.

Из договора аренды недвижимого имущества от <...>№ <...>, заключенного между ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России, следует, что здание стрелковой команды ст. Облучье<...>, передано в пользование Хабаровскому отряду ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России.

Таким образом, помещение комнаты хранения оружия стрелковой команды ст. Облучье находится в собственности ОАО «РЖД».

Согласно п. 2.1.11 должностной инструкции начальник стрелковой команды отвечает за наличие, сбережения (сохранность), учет, использование и состояние числящегося за подразделением оружия, патронов, специальных средств, контролирует их наличие и качественное состояние не менее 1 раза в месяц. Своевременно закрепляет и списывает табельное оружие с работников команды.

То есть, как указано в разрешении на хранение оружия ФИО1 является ответственным за сохранность оружия и патронов.

Доказательств того, что на ФИО1 возложена обязанность по заключению договоров на оказание услуг по оборудованию и ремонту комнаты хранения оружия для нужд Хабаровского отряда материалы дела не содержат, административным органом не представлено.

Более того, из Положения о Хабаровском отряде ведомственной охраны - структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге следует, что отряд возглавляет начальник, который действует от имени ФГП ВО ЖДТ России на основании доверенности, выдаваемой генеральным директором от имени ФГП ВО ЖДТ России, владеет и пользуется имуществом отряда, находящимся не его балансе, обеспечивая его сохранность и эффективное использование, заключает и расторгает от имени ФГП ВО ЖДТ России договоры, в том числе гражданско-правовые.

При таких обстоятельствах соблюдение требований, предъявляемых к технической укрепленности комнаты для хранения оружия, не относится к компетенции начальника стрелковой команды.

Кроме того, 14.08.2017 ФИО1 обратился с рапортом на имя начальника Хабаровского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России Ф., в котором довел до сведения, что в ходе обследования инспектором ЛРР Отдела Росгвардии комнаты хранения оружия выявлены нарушения пп. 169.3, 169.5, 169.7 Инструкции № 288. Просил решить вопрос в кротчайшие сроки.

Из письма начальника отряда Ф. на имя начальника отдела ФС ВНГ РФ по ЕАО Л. от 29.08.2017 следует, что в целях своевременного приведения комнаты хранения оружия к установленным требованиям, филиалом ФГП ВО ЖДТ России на ДВЖД в 2017 году были проведены две закупочные процедуры.

Субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, является гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо и должностное лицо.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Принимая во внимание, что для переоборудования комнаты хранения оружия необходимо проводить закупочные процедуры, из должностной инструкции не следует, что за начальником стрелковой команды закреплена обязанность по заключению договоров на оказание услуг по оборудованию и ремонту комнаты хранения оружия для нужд Хабаровского отряда, прихожу к выводу, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ. В связи с чем его вина в совершении административного правонарушения отсутствует.

Указанные обстоятельства не были учтены и надлежаще оценены должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, оспариваемое постановление административного органа о привлечении его к административной ответственности и принятый по настоящему делу судебный акт подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л А:

Постановление врио. заместителя начальника отдела - начальника ЦЛРР Отдела Росгвардии по ЕАО ФИО2 от 22.08.2017 № <...>о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, решение Облученского районного суда ЕАО от 23.10.2017 отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Жалобу ФИО1 считать удовлетворенной.

Судья С.А. Папулова