Судья Пешкова Е.В.
Дело № 71-160/2017
Р Е Ш Е Н И Е
07 декабря 2017 года г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении директора общества с ограниченной ответственностью <...>ФИО1, <...> года рождения, уроженки <...>, зарегистрированной по адресу: ЕАО, <...>,
по протесту прокурора Смидовичского района Б. на решение Смидовичского районного суда ЕАО от 02.11.2017, которым постановление заместителя начальника инспекции - начальника правового отдела государственной жилищной инспекции ЕАО Л. от 28.07.2017 № <...> о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставлено без изменения,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением заместителя начальника инспекции - начальника правового отдела государственной жилищной инспекции ЕАО Л. от 28.07.2017 № <...> прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении директора ООО <...>ФИО1
Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора Смидовичского района И. подал протест, в котором просил его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Решением Смидовичского районного суда ЕАО от 02.11.2017 постановление заместителя начальника инспекции - начальника правового отдела государственной жилищной инспекции ЕАО Л. от 28.07.2017 № <...> оставлено без изменения.
В протесте на данное решение прокурор Смидовичского района Б. просит решение судьи Смидовичского районного суда ЕАО от 02.11.2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Указал, что тот факт, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении ФИО1 занимала должность директора непродолжительный период времени - три месяца, не свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Кроме того, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ФИО1 вину признала.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, прокурор Смидовичского района, заместитель начальника инспекции - начальник правового отдела государственной жилищной инспекции ЕАО Л. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Частью 4 ст. 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Вынося постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо исходило из того, что обстоятельства дела, установленные при производстве по делу об административном правонарушении, свидетельствуют об отсутствии в действиях директора ООО <...>ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
В обоснование данного вывода заместитель начальника инспекции - начальник правового отдела государственной жилищной инспекции ЕАО Л. сослалась на тот факт, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении ФИО1 занимала должность директора непродолжительный период времени - три месяца. Организовать работу по соблюдению требований законодательства об энергетической эффективности в отношении 44 многоквартирных домов, помимо исполнения иных обязанностей, представляется весьма затруднительным.
Рассматривая протест и.о. прокурора Смидовичского района И., судья районного суда пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления административного органа. При этом суд исходил из того, что выявленные нарушения уже существовали до назначения ФИО1 на должность директора ООО <...>, а мероприятия по их устранению требуют времени значительно превышающего периода нахождения ФИО1 на руководящей должности в управляющей компании.
Вместе с тем вывод должностного лица и судьи районного суда сделан при отсутствии достаточных на то оснований.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Частью 7 ст. 12 указанного закона предусмотрена обязанность лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Постановлением правительства ЕАО от 14.12.2010 № 494-пп утвержден Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории ЕАО, в которые входит, в том числе, установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с подп. «ж» п. 10, подп. «к» п. 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Материалами дела установлено, что в июне 2017 года прокуратурой Смидовичского района проведена проверка исполнения ООО <...> требований федерального законодательства, регулирующего отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В ходе проверки установлено, что в управлении ООО <...> находятся многоквартирные дома №№ 2, 9 по ул. Комсомольской, № 12 по ул. Дорошенко п. Николаевка, необорудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Согласно приказу от <...>№ <...>ФИО1 является директором ООО <...>
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что мероприятия в целях повышения уровня энергосбережения и энергетической эффективности указанных многоквартирных домов ООО <...> не выполнены, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении директора ООО <...>ФИО1
Из объяснений ФИО1, данных при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, следует, что многоквартирные дома №№ 2, 9 по ул. Комсомольской, № 12 по ул. Дорошенко п. Николаевка не оборудованы приборами учета тепловой энергии по причине неплатежеспособности населения, проживающего в указанных домах, а также их незаинтересованности в установке приборов учета энергоресурсов.
Вместе с тем материалы дела не содержат сведений о том, что ООО <...> до июня 2017 года предпринимались какие-то действия, направленные на соблюдение законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом, не приняла необходимых мер, направленных на обеспечение соблюдения ООО <...> своих обязанностей, предусмотренных Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом № 261-ФЗ.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
То обстоятельство, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении ФИО1 занимала должность директора непродолжительный период времени - три месяца, не является правовым основанием, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ, для прекращения производства по делу.
Следовательно, требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, судом не соблюдены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в государственную жилищную инспекцию ЕАО.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л А:
Решение Смидовичского районного суда ЕАО от 02.11.2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в государственную жилищную инспекцию ЕАО.
Протест прокурора Смидовичского района Б. считать удовлетворенным.
Судья С.А. Папулова