ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-163/2018 от 21.03.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Белых А.С. дело № 71-163/2018

Решение

Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2018 года жалобу ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2018 года, которым

председателю земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга

ФИО1

назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи председатель земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга ФИО1 признан виновным в невыполнении требований и.о. прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 09 августа 2017 года о проведении внеплановой проверки соблюдения АО «РВ-Екатеринбург» требований земельного законодательства.

В жалобе ФИО2 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения, поскольку требование прокурора не было законным.

Проверив материалы дела, заслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы,нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в связи с поступлением в прокуратуру Железнодорожного района информации об использовании АО «РВ-Екатеринбург» не по целевому назначению земельного участка путем размещения на нем нестационарных торговых объектов, 09 августа 2017 года и.о. прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в адрес председателя земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга ФИО1 выдано требование о проведении в отношении указанного юридического лица внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства.

Письмом от 14 августа 2017 года председатель земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга ФИО1 сообщил прокурору о невозможности проведения внеплановой проверки юридического лица, поскольку комитет не является органом, осуществляющим государственный контроль, оснований для проведения внеплановой проверки не имеется.

Невыполнение требования и.о. прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга послужило основанием для привлечения председателя земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга ФИО1 к административной ответственности.

Вместе с тем установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона. Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Административная ответственность по указанной норме наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Вопрос о законности и обоснованности требования прокурора, невыполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела. Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.

В ходе производства по делу председатель земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга ФИО1 оспаривал свою виновность в совершении вмененного административного правонарушения, в числе иных доводов заявляя, что требование прокурора является незаконным, нарушающим положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, законность требования и.о. прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 09 августа 2017 года № 845ж-11, соответствующие доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судьей надлежащим образом не проверены.

При этом законность указанного требования оспорена администрацией г. Екатеринбурга в суде.

Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 04 декабря 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным требования прокурора от 09 августа 2017 года № 845ж-11 о проведении внеплановой проверки АО «РВ-Екатеринбург» отказано.

Вместе с тем апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 февраля 2018 года указанный акт отменен, требование прокурора признано незаконным, поскольку оно противоречит положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признание незаконным требования, за невыполнение которого председатель земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга ФИО1 привлечен к административной ответственности в рамках настоящего дела, исключает наличие в его деянии состава указанного административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга в отношении председателя земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья: