ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-164/20 от 03.06.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Глушкова М.Н. дело № 71-164/2020

Решение

Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2020 года жалобу законного представителя юридического лица ФИО1 на постановление судьи Ирбитского районного суда Свердловской области от 14 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, которым

Администрации муниципального образования город Ирбит

назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Администрации муниципального образования город Ирбит назначено наказание за невыполнение в срок до 01 декабря 2019 года законного предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 27 декабря 2018 года № 38-04-35/21-18.

В жалобе законный представитель юридического лица – Глава муниципального образования город Ирбит ФИО1 просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения или за малозначительностью административного правонарушения.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным и обоснованным.

Частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Как видно из материалов дела, Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в период с 13 по 20 декабря 2019 года проведена внеплановая документарная проверка исполнения Администрацией муниципального образования город Ирбит предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 27 декабря 2018 года № 38-04-35/21-18, в ходе которой установлено, что Администрацией муниципального образования город Ирбит, являющейся собственником части помещений объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшего жилого дома чиновника ФИО2 (в ярмарку – ресторан)», расположенного по адресу: <...>, требование предписания в срок до 01 декабря 2019 года провести консервацию указанного объекта культурного наследия регионального значения выполнено не было. В ходе проверки выявлено, что на момент истечения срока исполнения предписания от 27 декабря 2018 года № 38-04-35/21-18 разрешений на проведении работ по сохранению объекта культурного наследия Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области не выдавалось, проектная документация на проведение работ не согласовывалась, мероприятия по государственному надзору за проведением таких работ не проводились, отчетная документация не утверждалась, участие в приемке работ не принималось.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 20 декабря 2019 года № 38-04-06/11-19 и подтверждаются имеющимися материалами дела, в частности приказом начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 10 декабря 2019 года № 739 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Администрации муниципального образования город Ирбит (л.д. 27-29); выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования город Ирбит, согласно которой квартиры №№ 1, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 5, 8, 9, расположенные в доме № 18 по ул. Орджоникидзе в г. Ирбит Свердловской области, находятся в собственности Муниципального образования город Ирбит (л.д. 33-34); заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации № 38-05-20/99 сроком до 30 декабря 2018 года (л.д. 38-47); заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 04 декабря 2018 года № 38-05-22/141 сроком до 31 декабря 2020 года (л.д. 48-56); предписанием Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 27 декабря 2018 года № 38-04-35/21-18 (л.д. 64-66).

По факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении, отвечающий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 24 декабря 2019 года (л.д. 4-12).

Оценив добытые доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о виновности Администрации муниципального образования город Ирбит в совершении правонарушения, бездействие юридического лица правильно квалифицировано по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, как верно указано судьей, нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки не усматривается. Копия приказа начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 10 декабря 2019 года № 739 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Администрации муниципального образования город Ирбит, подписанного электронной подписью, была направлена по системе электронного документооборота Главе муниципального образования город Ирбит. Пояснения в письменном виде, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», у Администрации не затребовались. Вместе с тем, Администрация не лишена была права предоставить объяснения относительно обстоятельств неисполнения предписания.

Доводы жалобы о том, что предписание выдано лишь Администрации муниципального образования город Ирбит, тогда как имеются и другие собственники квартир в объекте культурного наследия, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения и не влекут отмены постановления судьи, поскольку Администрация муниципального образования город Ирбит является собственником большинства помещений, расположенных в объекте культурного наследия регионального значения «Здание бывшего жилого дома чиновника ФИО2 (в ярмарку – ресторан)», в том числе разрушенного помещения № 5, в связи с чем обязано было исполнить предписание органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в установленный в нем срок.

В силу частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что Администрацией муниципального образования город Ирбит в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок, являющийся достаточным, выданного предписания, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.

Назначенное Администрации муниципального образования город Ирбит наказание отвечает требованиям закона и является справедливым.

Довод жалобы о том, что действия Администрации муниципального образования город Ирбит являлись малозначительными, не может служить основанием для отмены или изменения постановления судьи.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Невыполнение Администрацией муниципального образования город Ирбит в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, признаков малозначительности не содержит, и оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Ирбитского районного суда Свердловской области от 14 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования город Ирбит оставить без изменений, жалобу – без удовлетворения.

Судья