Судья Бирюкова Е.А.
Дело № 71-166/2020 (12-427/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
14 сентября 2020 года г.Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Пышкина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главы администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 10.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора г.Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору ФИО2 № 106 от 15.05.2020 года должностное лицо - глава администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Решением судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 10.07.2020 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Еврейской автономной области, ФИО1 просит отменить решение судьи и постановление административного органа, производство по делу прекратить. Свои доводы обосновывает тем, что границы перечисленных в постановлении земельных участков не определены, у некоторых из них есть собственники. Администрация сельского поселения не является правообладателем земельных участков и не имеет полномочий по очистке их территории. Указанные в акте источники водоснабжения в сёлах Желтый Яр, Пронькино и Валдгейм оборудованы подъездом с твёрдым покрытием.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, пояснил, что администрация сельского поселения не несёт ответственности за земельные участки, поскольку не является их собственником. Требования Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 относятся к тем участкам, которые находятся в собственности у сельского поселения. Пустыри не должны очищаться, так как у них нет границ. Указанные в постановлении места пустырями не являются, это заброшенные огороды, за которые ответственность должны нести собственники. Источники водоснабжения по <...> в с.Жёлтый Яр, <...> в с.Пронькино, пер.<...> в с.Валдгейм имеют дороги и площадки с твёрдым покрытием.
Прокурор Черкесова Е.Ю.просила оставить жалобу без удовлетворения, полагая, что вынесенные в отношении должностного лица постановление и решение суда являются законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения должностного лица ФИО1, прокурора Черкесову Е.Ю., допросив свидетеля ФИО3 исследовав дополнительно представленные суду доказательства, оснований к отмене постановления и решения суда не нахожу в связи со следующим.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ, влечёт для должностных лиц административное наказание в виде штрафа в размере от шести до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится в числе прочих обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 27.12.2019 года № 487-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме».
В соответствии с п. 80 данных Правил органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озёра, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Кроме того, как следует из п. 77 данных Правил, на территории поселений руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Из п. 1 ст. 21, ст. 26, 27 Устава муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области следует, что глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он же является главой администрации сельского поселения, которая осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, и к полномочиям которой отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов сельского поселения.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, в период с 7 по 9 апреля 2020 года на основании планового (рейдового) задания главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района ФИО2 № 6 от 06.04.2020 года проведены осмотр и обследование территории Муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО на предмет обеспечения пожарной безопасности, в ходе которых выявлены нарушения требования п.19, 77 и 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. А именно, установлено, что в муниципальном образовании:
- не обеспечена очистка территории микрорайона от сухой травянистой растительности в муниципальных образованиях: с.Желтый Яр (пустырь с юго-западной стороны от <...> до <...>, пустырь с северо-восточной стороны от <...>, пустырь с южной стороны от <...> до <...>; пустырь за домом № <...> по <...>; пустырь с северной стороны от <...>, пустырь с южной стороны от <...>); с. Аэропорт (пустырь с восточной стороны от драм № <...> до <...>); с.Пронькино (пустырь с западной стороны от <...> до <...>);с. КрасныйВосток (пустырь с восточной стороны от <...> до <...>); с. Валдгейм (пустырь с восточной стороны от <...> по <...>, пустырь с северной стороны от <...>, пустырь с западной стороны от <...> до <...>, пустырь с северной стороны от <...> по <...>);
- не обеспечена очистка территории микрорайона от горючего мусора земельного участка с восточной стороны <...> до <...> в с. Валдгейм;
- источники наружного водоснабжения, расположенные на территории объёктов защиты в с.Жёлтый Яр по <...> с северо-западной стороны от дома <...>, с. Валдгейм с южной стороны <...> по <...>не обустроены подъездом с площадкой, имеющей твёрдое покрытие размерами не менее 12х12, и не обеспечивают забор воды в любое время года.
24.04.2020 года прокурором Биробиджанского района ЕАО ФИО4 в связи с указанными обстоятельствами вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотреном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы муниципального образования Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области» ФИО1
Эти же обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт нарушения требований пожарной безопасности ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении № 106 от 24.04.2020 года, сообщением от 10.04.2020 № 520, в котором указаны выявленные нарушения правил пожарной безопасности; постановлением муниципального образования от 27.09.2016 года о вступлении Брусиловского В.А в должность главы муниципального образования, в котором выявлены нарушения правил пожарной безопасности; показаниями допрошенного в суде первой инстанции ФИО2, из которых следует, что при проверке они не смогли подъехать на перечисленные в постановлении водоёмы и осуществить забор воды, поскольку не имелось соответствующих площадок с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров, водоёмы были покрыты льдом и не обеспечивали забор воды в любое время года. Осмотренные при проверке пустыри не были очищены от сухой травянистой растительности, а в с.Валдгейм с восточной стороны от <...> и от горючего мусора. Данные земельные участки никому не принадлежат, это проверялось с помощью находящейся в общем доступе публичной карты.
Всем указанным доказательствам суд первой инстанции дал надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой, не имеется.
При рассмотрении жалобы в суде второй инстанции для проверки доводов жалобы ФИО1 исследовались дополнительные доказательства, приобщённые к делу по ходатайству помощника прокурора Черкесовой Е.Ю. и истребованные по инициативе суда: задание на проведение планового рейдового осмотра от 06.04.2020 года, согласно которому сотрудникам ГУ МЧС России по ЕАО ФИО2 и ФИО3 поручалось проведение осмотра и обследование территорий Валдгеймского сельского поселения; акт осмотра от 10.04.2020 года с фототаблицей, составленный по результатам указанных действий, которыми зафиксированы все перечисленные в постановлении №106 от 15.05.2020 года факты наличия сухой травянистой растительности и горючего мусора на пустырях территории микрорайонов, а также отсутствие обустроенных подъездов с площадками с твёрдым покрытием с размером не менее 12х12 метров к трём источникам водоснабжения и невозможность забора из них воды в любое время года.
Допрошенный в суде ЕАО свидетель ФИО3 указал, что отражённые в акте источники наружного водоснабжения не обустроены подъездом с площадкой с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров, которое должно представлять монолитную площадку или связанный вяжущими материалами щебень, грунт, песок и не обеспечивали забор воды в любое время года. Перечисленные им в акте участки местности являются пустырями, которые были не очищены от сухой травы и горючего мусора.
Сомнений в достоверности показаний ФИО3 у суда не возникает, поскольку они согласуются с показаниями допрошенного в суде первой инстанции ФИО2, и письменными доказательствами, в том числе фототаблицей к акту осмотра, на которой запечатлено наличие сухой растительности на двух из приведённых в акте пустырях, и отсутствие надлежащим образом оборудованных источников водоснабжения по <...> в с. Жёлтый Яр и <...> в с. Пронькино.
Описанные нарушения правил пожарной безопасности образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
По постановлению главы сельского поселения № 2 от 27.09.2016 года с указанной даты ФИО1 занимает должность главы муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области.
Факт исполнения своих обязанностей в период 7 - 9 апреля 2020 года ФИО1 не оспаривал и подтвердил таковой в судебном заседании при разрешении настоящей жалобы.
Таким образом, ФИО1 как глава муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1, судья районного суда обоснованно исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица вины в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа представленных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. В том числе проверены и обосновано отклонены доводы ФИО1 о том, что очистка территорий от сухой растительности не входила в обязанности администрации.
В настоящей жалобе ФИО1 также отрицает наличие своей вины, ссылаясь на то, что администрация сельского поселения не должна производить очистку указанных в постановлении территорий ввиду того, что не является их правообладателем, и заявляя о надлежащем оборудовании подъездов с площадками к источникам водоснабжения.
Между тем, как и указал суд первой инстанции, отсутствие пустырей в реестре муниципальной собственности не освобождает руководителя муниципального образования от обеспечения их очистки. Согласно п. 77 Правил, руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Что касается ссылок ФИО1 на надлежащее оборудование и работу источников водоснабжения, они в полной мере опровергнуты исследованными в судах двух инстанций доказательствами, в частности показаниями свидетеля ФИО2, ФИО3, актом осмотра с фототаблицей.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы суда о законности и обоснованности привлечения должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в жалобе не приведено и по делу не установлено.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору ФИО2 № 106 от 15.05.2020 года, решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 10.07.2020 года, вынесенные в отношении должностного лица - главы администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу должностного лица ФИО1 без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Е.В. Пышкина