Судья Абикова Ю.В. дело № 71-170/2018
Р Е Ш Е Н И Е
29 октября 2018 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Лихачева С.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Невельского городского округа ФИО1 на постановление судьи Невельского городского суда от 03 сентября 2018 года по делу о привлечении ее к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Невельского городского суда от 03 сентября 2018 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
14 сентября 2018 года ФИО1 подала в Сахалинский областной суд жалобу на указанный судебный акт, в котором просит его отменить. Считает, что в ее действиях не имеется вины в нарушении положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которое явилось следствием ненадлежащего исполнения подрядчиком обязанностей, вытекающих из муниципального контракта от 11 сентября 2017 года, заключенного отделом капитального строительства администрации Невельского городского округа. При этом отделом культуры, спорта, туризма и молодежной политики неоднократно направлялись в адрес заказчика письма о необходимости установки подрядчиком информационных надписей повторно в соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту. Кроме того указывает, что на «Памятник В.И.Ленину» информационные таблички установлены быть не могут, поскольку он подлежит реставрации.
В письменных возражениях на жалобу Невельский городской прокурор просит постановление судьи изменить, исключив из объективной стороны эпизод, связанный с неустановлением таблички на объект культурного наследия «Памятник В.И.Ленину», поскольку после проведения проверки прокуратурой города установлено, что в отношении информационной надписи принято решение о ее установлении после проведения реставрационных работ, проектная документация на проведение которых разработана и прошла необходимое согласование. Жалобу ФИО1 просит оставить без удовлетворения.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала. Невельская городская прокуратура, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав явившееся лицо, прихожу к следующему.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия урегулированы Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), согласно которому государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу пункта 11 части 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ установка на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений включена в государственную охрану объектов культурного наследия.
На основании частей 1, 2 и 3 статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Законом Сахалинской области от 15 апреля 2011 года № 32-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Сахалинской области» (далее - Закон Сахалинской области № 32-ЗО) и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Сахалинской области от 05 мая 2012 года № 219 «Об утверждении Порядка согласования установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения» (далее - Порядок), разработан специальный порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения.
В соответствии со статьей 10 Закона Сахалинской области № 32-ЗО обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения возлагается на собственников объектов за счет собственных средств (часть 1). Решение об установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения принимает уполномоченный орган. Уполномоченный орган направляет собственнику объекта культурного наследия регионального значения уведомление об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия (часть 2). Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального значения должны быть установлены собственниками объектов культурного наследия в срок не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установке информационных надписей и обозначений (часть 3).
На основании пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 1.6, 1.8, 1.12, 1.13, 1.14 Порядка согласование установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения осуществляет Министерство культуры Сахалинской области (далее - уполномоченный орган), которое направляет собственнику такого объекта уведомление о необходимости их установки, письменное задание на установку, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения). Собственник объекта в течение трех месяцев с даты получения уведомления и задания организует подготовку проекта информационных надписей и обозначений и представляет его на утверждение в уполномоченный орган. Утверждение проекта оформляется соответствующим распоряжением уполномоченного органа, которое направляется собственнику. Собственник объекта не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установке информационных надписей и обозначений устанавливает их на объект культурного наследия.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «Невельский городской округ» находятся: «Памятник В.И.Ленину», «Памятник Г.И.Невельскому», «Памятник экипажам судов «Севск», «Себеж», «Нахичевань», погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту», которые включены в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номерами №, №, №, соответственно, как объекты культурного наследия регионального значения.
Указанные объекты приняты на государственную охрану решениями Сахоблисполкома от 09 марта 1971 года № 98 и 21 марта 1980 года № 119, решением горисполкома от 20 марта 1979 года № 81.
15 сентября 2011 года администрацией Невельского городского округа принято постановление №, которым вышеуказанные памятники приняты в муниципальную собственность.
21 марта 2017 года Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области направило на имя главы администрации муниципального образования «Невельский городской округ» уведомление о необходимости установки информационных надписей на поименованные выше памятники и письменные задания на их установку, а распоряжениями № от 15 июня 2017 года утвердило проекты информационных надписей на данные объекты культурного наследия регионального значения, представленные администрацией Невельского городского округа.
11 сентября 2017 года между отделом капитального строительства администрации Невельского городского округа и <данные изъяты> заключен муниципальный контракт № на изготовление и установку пластин с надписями на указанные памятники.
Согласно акту № от 09 октября 2017 года выполненные по муниципальному контракту работы приняты заказчиком без замечаний по объему, качеству и срокам оказания услуг.
01 марта 2018 года на основании устного замечания Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области в отношении правильности размещения информационных табличек на памятниках культурного наследия регионального значения, администрацией Невельского городского округа была проведена комиссионная проверка, по результатам которой выявлено несоответствие места закрепления информационных табличек на объектах культурного наследия регионального значения «Памятник Г.И.Невельскому» и «Памятник экипажам судов «Севск», «Себеж», «Нахичевань», погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту» техническим характеристикам (табличка закреплена с лицевой стороны памятников по центру, должна быть закреплена по центру постамента с правой стороны), в связи с чем принято решение о демонтаже пластин с информационными надписями с указанных объектов.
По результатам проведенной 18 июня 2018 года Невельской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия установлено, что в нарушение положений Федерального закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия регионального значения «Памятник В.И.Ленину», «Памятник Г.И.Невельскому», «Памятник экипажам судов «Севск», «Себеж», «Нахичевань», погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту», отсутствуют информационные надписи и обозначения, установка которых отнесена к государственной охране объектов культурного наследия и возлагается на собственников таких объектов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ФИО1 не оспариваются.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 данного Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно Положению об отделе культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Невельского городского округа к его ведению относится осуществление в пределах своей компетенции охраны и использования объектов культурного наследия на территории Невельского городского округа (пункт 3.33). Руководство отделом осуществляет начальник отдела, который руководит на принципах единоначалия деятельностью отдела и обеспечивает решение возложенных на него задач (пункт 5.4).
Из материалов дела следует, что 11 сентября 2017 года ФИО1 назначена на должность начальника отдела культуры администрации Невельского городского округа на неопределенный срок.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 3.2 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Невельского городского округа, с которой ФИО1 ознакомлена, к обязанностям данного должностного лица относится организация и координация работы по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников культуры и истории).
При рассмотрении дела судья правильно исходил из того, что ФИО1 является должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями руководителя отдела, в силу чего обязана была соблюдать действующее законодательство, а также контролировать исполнение закона со стороны подчиненных ей лиц, что ею сделано не было.
При этом, вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат сведений о принятии указанным должностным лицом всех зависящих от нее мер для соблюдения требований Федерального закона № 73-ФЗ, в связи с чем судья пришел к обоснованному выводу о наличии в ее бездействии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Направление 29 марта 2018 года (через 28 дней после принятия решения о демонтаже информационных табличек) в адрес мэра Невельского городского округа письма о возложении на отдел по управлению имуществом администрации Невельского городского округа обязанности по оплате услуг по изготовлению и установке информационных табличек на объекты культурного наследия регионального значения, не может свидетельствовать о принятии начальником отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Невельского городского округа ФИО1 всех зависящих от нее мер для соблюдения требований приведенного выше федерального законодательства, поскольку вплоть до августа 2018 года указанные таблички на памятниках отсутствовали, сведений о наличии какого-либо контроля с ее стороны за результатами рассмотрения указанного письма материалы дела не содержат.
Обстоятельства, связанные с направлением писем в отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства 11 и ДД.ММ.ГГГГ, а также с фактической установкой ДД.ММ.ГГГГ информационных табличек на двух объектах культурного наследия имели место после проведенной прокуратурой проверки, зафиксировавшей нарушение, в связи с чем не опровергают выводы судьи о наличии виновных действий должностного лица.
Наказание Ф.И.О.1 определено в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи Кодекса, и соответствует принципам соразмерности и справедливости.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюден. Предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности не имеется.
При этом доводы прокурора о необходимости исключения из объективной стороны вмененного правонарушения эпизода, связанного с неустановкой информационной таблички на объект культурного наследия регионального значения «Памятник В.И.Ленину» нахожу необоснованными, поскольку проектная документация на реставрацию данного объекта, предусматривающая установку информационной таблички, утверждена главным архитектором города Невельска и Невельского района лишь 25 октября 2018 года, в связи с чем на объем вменения данное обстоятельство повлиять не может.
При таких данных, учитывая, что при вынесении решения судьей правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для его отмены в оспариваемой части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление судьи Невельского городского суда от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда С.А.Лихачева