ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-173/18 от 30.08.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Юртаева О.А.

Дело № 71-173/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение суда по делу об административном правонарушении

30 августа 2018 г. г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Кочев С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО П на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.05.2018, вынесенное в отношении правительства ЕАО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела - старшим судебным приставом межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО П. от 05.02.2018 правительство ЕАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.05.2018 указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением районного суда, должностное лицо, вынесшее постановление по делу П. обратился в суд ЕАО с жалобой, в которой просит отменить указанное решение, принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства дела, поскольку отсутствие источников финансирования в бюджете области, направление в 2017 году правительством ЕАО писем в Министерство финансов Российской Федерации и полномочному представителю Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе об увеличении финансирования бюджета области, в том числе для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не является основанием для неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе.

Отсутствие источников финансирования в бюджете не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода вступившего в законную силу судебного решения, принятые правительством ЕАО меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности.

В судебное заседание защитник правительства ЕАО и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, начальник отдела - старший судебный пристав межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО П не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, последний согласно заявлению просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Из материалов дела следует, что копия решения суда от 24.05.2018 направлена в адрес административного органа 25.05.2018. Согласно штампу входящей корреспонденции Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств копия решения получена 04.06.2018. Жалоба на решение суда поступила в Биробиджанский районный суд ЕАО посредством электронной почты 14.06.2018. Определением суда ЕАО от 09.07.2018 жалоба была возвращена заявителю без рассмотрения по существу, поскольку жалоба была подана неуполномоченным лицом, сканированная, подпись заявителя не соответствовала требованиям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Повторно жалоба административного органа поступила 24.07.2018 по истечении установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока на обжалование. Жалоба на решение суда содержит ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Согласно материалам дела первоначальная жалоба на решение суда от 24.05.2018 подана административным органом в течение десяти суток со дня получения копии решения, следовательно, административный орган имел намерения реализовать право на обжалование решения по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.

С учётом изложенного, считаю возможным восстановить пропущенный процессуальный срок обжалования решения суда.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 06.07.2016 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № <...> от 03.06.2016, выданного Биробиджанским районным судом ЕАО по делу № <...>, предмет исполнения предоставление К благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодного для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Город Биробиджан». Должником исполнительного производства является правительство ЕАО (л.д. 33-34).

Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 06.07.2016 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.

В связи с неисполнением судебного акта судебным приставом-исполнителем 10.10.2016 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 67).

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.12.2016 требования правительства ЕАО об уменьшении исполнительского сбора удовлетворены, исполнительский сбор уменьшен до 37 500 рублей (л.д. 31-33).

18.01.2018 в адрес должника - правительства ЕАО судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда о предоставлении К благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в срок до 24.01.2018 (л.д. 70).

Согласно ответу управления по опеке и попечительству ЕАО от 24.01.2018 № 95/18 требование судебного пристава-исполнителя исполнить в указанный срок не представляется возможным (л.д. 71-72).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении правительства ЕАО протокола об административном правонарушении от 25.01.2018 № 873/18/27027-АП по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности постановлением от 05.02.2018 с наложением административного штрафа (л.д. 75-76, 54-55).

При рассмотрении жалобы правительства ЕАО на постановление должностного лица от 05.02.2018 судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, указав на отсутствие вины последнего в неисполнении судебного решения.

Вместе с тем судом не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 105 указанного закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

В соответствии со статьями 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены полномочия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории.

Таким образом, обязанность по обеспечению жильём детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, установленная вступившим в законную силу судебным актом обязанность по предоставлению соответствующего жилого помещения, фактически является обязательством субъекта правительства ЕАО.

10.04.2017 и 07.06.2017 губернатором области в адрес Министра финансов Российской Федерации и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе направлены письма с просьбой оказать содействие в решении вопроса о выделении бюджету Еврейской автономной области из федерального бюджета дополнительной безвозмездной финансовой помощи в сумме 2 586,2 млн. рублей, в том числе 127 млн. рублей на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на основании вступивших в силу решений судов со сроком исполнения в 2016 и 2017 годах.

14.08.2017 губернатором области в адрес Министра финансов Российской Федерации направлено письмо с перечислением ряда мероприятий, необходимых провести в целях обеспечения сбалансированности бюджета ЕАО на период 2017-2020 годов.

18.02.2017 между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Еврейской автономной области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в 2017 году бюджету Еврейской автономной области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. 09.02.2018 между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Еврейской автономной области заключено аналогичное соглашение на 2018 год.

Как усматривается по делу, направление вышеперечисленных писем и заключение соглашений, оказалось недостаточным для исполнения решения суда. Доказательств того, что правительством ЕАО были предприняты надлежащие и исчерпывающие меры для его исполнения, материалы дела не содержат.

Кроме того, из ответа управления по опеке и попечительству от 27.08.2018 следует, что в соответствии с соглашением от 18.02.2017 в бюджет области в 2017 году поступили средства субсидии, которые израсходованы в полном объеме на приобретение 32 жилых помещений для детей-сирот. В соответствии с соглашением от 09.02.2018 в бюджет области поступили и полностью освоены средства в объеме 23 375,7 тыс. рублей, приобретено 23 жилых помещения для детей-сирот. Расходование средств субсидии из федерального бюджета в сумме 11 058,7 тыс. рублей планируется произвести до конца года на приобретение 11 жилых помещений для детей-сирот.

Отсутствие денежных средств и бюджетного финансирования не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.

В статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вменяемое правительству ЕАО правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, поскольку до настоящего времени вступивший в законную силу судебный акт о предоставлении К благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не исполнен.

С учётом изложенного, решение судьи о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения не соответствует требованиям законодательства о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно его рассмотреть, а следовательно, не может быть признано законным и подлежит отмене, с направлением дела на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 24.05.2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Биробиджанский районный суд ЕАО.

Жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО П. считать удовлетворённой.

Судья С.Н. Кочев