Судья Лукша Е.Н. дело №71-182/2020
Решение
14 сентября 2020 года г. Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника Чибисова А.С. – Ф. на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 02 июня 2020 года о привлечении Чибисова А.С. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 02 июня 2020 года Чибисов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Чибисова А.С. – Ф. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях Чибисова А.С. состава административного правонарушения. Обращает внимание, что в представлении прокурора не указано, какие конкретно меры должен был принять А.С. в целях его исполнения, в то время как действующим законодательством не предусмотрен механизм отзыва либо аннулирования неправомерно продленной лицензии. Указывает на нарушения процедуры проведения проверки прокурором.
В судебном заседании защитник Чибисов А.С. и его защитник Ф. настаивали на удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам, Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор Д. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Как следует из материалов дела, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Сахалинской области проведена проверка соблюдения министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области законодательства при продлении лицензии в отношении Охотского месторождения песков ФИО1» (решение Сахалинского межрайонного прокурора о проведении проверки от 04 декабря 2019 года №).
В ходе проведенной проверки установлено, что К. предоставлен участок недр О. с целевым назначением добыча песка. Данный участок эксплуатируется с 1971 года, с 19 февраля 1993 года разрабатывался К. на основании лицензии №, 03 февраля 1999 года лицензия на месторождение сроком действия до 19 августа 2018 года переоформлена на правопреемника К. 15 мая 1991 года состоялось заседание территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при ПГО «Сахалингеология» (далее – Сахалинская ТКЗ), согласно пунктам 3.2, 3.5 Протокола которой по состоянию на 01 января 1991 года запасы гравийно-песчаных материалов Охотского месторождения составили <данные изъяты> тыс.м3 песка, в том числе обводненных <данные изъяты> тыс. м3, необводненных <данные изъяты> тыс. м3. В связи с недостаточной проработкой вопросов геоэкологии и влияния отработки месторождения ниже уровня грунтовых вод на окружаю среду запасы этой части месторождения отнесены к забалансовым. После получения дополнительных данных о влиянии отработки месторождения ниже уровня грунтовых вод на близрасположенные озера и предоставления соответствующих материалов в Сахалинскую ТКЗ может быть решен вопрос о переводе забалансовых запасов в балансовые.
Приложением № 1 к Лицензии № горный отвод по глубине ограничен уровнем грунтовых вод. Соглашением о пользовании участком недр от 19 февраля 1993 года (Приложение № 4 к Лицензии №) предусмотрены общие и особые условия продления лицензии. Согласно пунктам 14.2, 14.4 данного Соглашения особыми условиями продления лицензии являются, в том числе, обязанность юридического лица в 1993 году осуществить переоценку запасов песка до уровня грунтовых вод, провести на согласованном участке месторождения и по согласованному проекту опытно-промышленную добычу песка ниже уровня грунтовых вод для определения возможности промышленной разработки без отрицательных экологических последствий.
Вместе с тем, фактически опытно-промышленная добыча песка К. проведена в 2017 году в границах участка В. указанного месторождения на основании горноотводного акта №, выданного Министерством 22 ноября 2016 года. Указанным актом площадь проекции горного отвода под опытно-промышленную добычу песка установлена в <данные изъяты> га при ограничении по глубине в минус 9 метров. Срок действия горноотводного акта – 31 декабря 2017 года. По результатам данной добычи установлено, что добыча песка ниже уровня грунтовых вод не оказывает негативного влияния на окружающую среду. Указанные обстоятельства послужили основанием для утверждения Сахалинской ТКЗ 19 сентября 2019 года балансовых запасов песка ниже уровня грунтовых вод на участке <данные изъяты> участка недр <данные изъяты> в границах горного отвода по состоянию на 01 января 2017 года в объеме <данные изъяты> тыс. м?, а также постановки данных запасов на государственный баланс и баланс недропользователя.
07 марта 2018 года на основании распоряжения Министерства от 05 марта 2018 года № Дополнением к Лицензии № (приложение №32) срок ее действия продлен до 01 февраля 2035 года. Дополнением к Лицензии (приложение № 34) от 17 мая 2018 года к лицензии приобщен выданный Министерством горноотводный акт от 16 апреля 2018 года, аналогичный горноотводному акту № от 22 ноября 2016 года сроком действия до 01 февраля 2035 года. Таким образом, <данные изъяты> продлено право добычи песка на участке <данные изъяты> до указанного срока.
01 ноября 2018 года Сахалинской ТКЗ рассмотрены материалы по перерасчету запасов обводненных песков на участках <данные изъяты> и <данные изъяты> участка недр <данные изъяты> принято решение утвердить балансовые запасы обводненных песков по состоянию на 01 января 2018 года: участок <данные изъяты><данные изъяты> тыс. м3, участок <данные изъяты><данные изъяты> тыс. м3). Данные запасы поставлены на государственный баланс и баланс недропользователя.
18 февраля 2019 года Министерством согласована проектная документация на разработку обводненных песков в пределах участка недр <данные изъяты> 13 мая 2019 года дополнением к лицензии (Приложение № 41) в Лицензию № включен горноотводный акт от 26 апреля 2019 года, в соответствии с которым уточнены границы горного отвода для добычи строительного песка ниже уровня грунтовых вод на участке недр <данные изъяты> с ограничением по глубине в минус 9 метров. Срок действия горноотводного акта до 01 августа 2041 года, то есть на период действия продленной лицензии.
Таким образом, установлено, что в связи с выработкой запасов песков находящихся выше уровня грунтовых вод <данные изъяты> на основании вышеперечисленных решений Министерства, получило право добычи песка в границах месторождения ниже уровня грунтовых вод на глубину в минус 9 метров.
Вместе с тем, приложением №1 к Лицензии №№№ горный отвод по глубине для добычи песка ограничен уровнем грунтовых вод, недра, расположенные ниже данного уровня, недропользователю не представлялись и в лицензионный участок не включались. Оснований для принятия решения Министерством о выдаче горноотводного акта № от 22 ноября 2016 года под опытно-промышленную добычу песка по глубине в минус 9 метров, то есть ниже уровня грунтовых вод в отношении недр, находящихся на забалансовом учете, не имелось, поскольку согласно Приложению №4 к Лицензии № работы по проекту опытно-промышленной добычи песка ниже уровня грунтовых вод для определения возможности промышленной разработки без отрицательных экологических последствий должны были быть проведены в 1993 году. Изменений по переносу срока проведения указанных работ в лицензию не вносились.
Отсутствовали у Министерства и основания для перевода в 2017 и 2018 годах недр, расположенных ниже уровня грунтовых вод и находящихся на забалансовом учете, с учетом их нахождения в границах водоохранной зоны Охотского моря. Таким образом, все последующие действия по вопросу выдачи горноотводных актов, а также продления сроков действия лицензии до 2041 года выполнены в нарушение действующего законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором в адрес министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области представления от 13 декабря 2019 года об устранении выявленных нарушений с требованием о безотлагательном его рассмотрении и принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующим. В представлении также указано на необходимость рассмотрения вопроса о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона; о времени и месте рассмотрения представления заблаговременно уведомить природоохранную прокуратуру; о результатах принятых мер сообщить в природоохранную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок, с направлением копии приказа о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (в случае их привлечения). Указанное представление поступило в Министерство 17 декабря 2020 года.
О результатах рассмотрения представления с участием Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора исполняющий обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисов А.С. в письменной форме в установленный срок сообщил Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору, сославшись на отсутствие указанных в представлении нарушений законодательства и, как следствие, отсутствие оснований для привлечения должностных лиц к ответственности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором 03 марта 2020 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Чибисова А.С.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья Южно-Сахалинского городского суда 02 июня 2020 года вынес постановление о признании Чибисова А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Указанный вывод судьи соответствует закону, установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьями 11, Закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 мая 2012 года № 429 утверждено Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, в соответствии с абзацем 1 подпункта «б» пункта 8 которого изменение границ участка недр в сторону его увеличения осуществляется в случае подтверждения с помощью геологической и иной информации о недрах данных о том, что полезные ископаемые на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения этого полезного ископаемого.
Согласно пунктам 3.1-3.3, 3.5 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1, в соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризированные блоки недр.
В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями.
Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
При определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие объект пользования, но и зоны технологического влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое). Горный отвод должен иметь ограничение по глубине.
В соответствии с пунктом 7 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 года №278, по экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, подлежащих государственному учету, подразделяются на две основные группы:
- балансовые (экономические);
- забалансовые (потенциально экономические), которые подлежат раздельному подсчету и учету.
К балансовым (экономическим) запасам относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды.
К забалансовым (потенциально экономическим) относятся:
1) запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий;
2) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.
Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.
Забалансовые запасы подсчитываются раздельно в зависимости от оснований отнесения к данной группе.
Согласно части 8, пункту 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны моря составляет пятьсот метров.
В границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона «О недрах»).
Частью 2 статьи 6.5 Федерального закона от 03 июня 2006 №73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон допускаются на основании лицензии на пользование недрами, выданной до дня вступления в силу пункта 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, на срок действия такой лицензии.
Как следует из содержания представления, при проведении проверки установлено, что указанные выше требования Министерством при переводе запасов из одной категории в другую не соблюдены. Кроме того, выданный министерством горноотводный акт от 26 ноября 2016 года не соответствует требованиям законодательства, поскольку осуществлен после введения в действие изменений в Водный кодекс Российской Федерации, запрещающих разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранной зоны. Кроме того, Министерством не учтено, что согласно Приложению №1 к лицензии горный отвод по глубине для добычи песка определен уровнем грунтовых вод; недра, расположенные ниже недропользователю не представлялись.
При этом юридическое лицо, в отношении которого внесено представление, полагающее, что оно нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо незаконно возлагает какие-либо обязанности, своим правом на оспаривание представления в суде, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не воспользовалось.
Факт совершения Чибисовым А.С. административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается следующими собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 2-6); объяснениями Чибисова А.С. от 03 марта 2020 года (л.д. 9); распоряжением министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 27 ноября 2015 года № «О назначении на должность государственной гражданской службы» (л.д. 12); решением о проведении проверки от 04 декабря 2019 года № (л.д. 19); протоколом ТКЗ от ДД.ММ.ГГГГ№; протоколом ТКЗ от ДД.ММ.ГГГГ№; проектной документацией <данные изъяты> участка недр <данные изъяты>; проектной документацией «<данные изъяты> проектном горного отвода для разработки обводненных песков на участке недр <данные изъяты> горноотводный акт от ДД.ММ.ГГГГ№; горноотводный акт от ДД.ММ.ГГГГ; горноотводный акт от 26 апреля 2019 года; дополнительное от ДД.ММ.ГГГГ№ о продлении права пользования участком недр и другими материалами дела.
Законность требований прокурора установлена судьей городского суда на основании исследованных и приведенных в постановлении доказательств, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины Чибисова А.С. в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Таким образом, действия должностного лица квалифицированы судьей по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, приведенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения, обоснованно отклонены судьей городского суда с приведением мотивов такого решения, не согласиться с которым оснований не имеется.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 02 июня 2020 года по делу о привлечении Чибисова А.С. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А.