Судья Лукша Е.Н. дело №71-189/2015
Р Е Ш Е Н И Е
03 ноября 2015 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 02 сентября 2015 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 02 сентября 2015 года общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На данное постановление обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» принесена жалоба и дополнение к ней, в которых содержится просьба об его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения. В обоснование жалобы защитник общества указывает на незаконность требования, изложенного в представлении прокурора. Считает, что умышленного невыполнения требований закона не имелось, поскольку общество в установленный срок уведомило прокурора о дате, времени и месте рассмотрения представления, а также о результатах рассмотрения представления. При этом, общество было не согласно с представлением по существу и оспорило позицию прокурора по вопросу уведомления представителя нанимателя государственного служащего по последнему месту его работы о заключении трудового договора с гражданином, замещающим должность государственной службы, по делу о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, 15 сентября 2015 года общество направило уведомление в Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области о принятии на должность водителя ТВА, ранее проходившего службу гражданскую службу в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава – исполнителя, а 23 октября 2015 года оплатило штраф по делу о привлечении общества к ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наряду с изложенным, просит признать указанное правонарушение малозначительным, поскольку оно не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица БАА, просившую о прекращении производства по делу, заключение прокурора КДА о законности и обоснованности судебного акта по делу, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно части 3 статьи 22 указанного закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу статьи 6 названного закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Южно-Сахалинска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».
Установлено, что 20 октября 2014 года на работу в общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» был принят ТВА Ранее, в период с 28 ноября 2013 года по 01 августа 2014 года он состоял на федеральной государственной службе в должности судебного пристава-исполнителя. Однако общество в нарушение требований законодательства не уведомило в десятидневный срок Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области о приеме ТВА на работу.
В связи с выявленным нарушением 10 июля 2015 года первым заместителем прокурора города Южно-Сахалинска обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» было направлено представление с требованием рассмотреть его в месячный срок с участием прокурора, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона и привлечь к ответственности виновных лиц.
17 июля 2015 года директором общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ГВА в прокуратуру направлен ответ об отклонении представления в связи с незаконностью требований прокурора, поскольку обязанность уведомления работодателя бывшего государственного служащего возникает при наличии одновременно ряда условий, а именно с момента увольнения не прошло более двух лет, работник замещал должность государственной службы, включенной в Перечень, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, с бывшим государственным служащим заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, бывший государственный служащий сообщил о своем статусе, его заработная плата составляла более 100000 рублей в месяц, а также отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего из Перечня, а учитывая, что ТВА на новом месте работы не осуществляет функции, которые он контролировал по прежнему месту работы, и его заработная плата составила менее 100000 рублей, у ООО «<данные изъяты>» отсутствовала обязанность уведомления бывшего работодателя ТВА Требование же о привлечении должностных лиц к ответственности, о чем также указано в представлении прокурора, является компетенцией руководства общества.
Вместе с тем, анализ действующего законодательства по данному вопросу свидетельствует о следующем.
В соответствии с абзацем 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичная обязанность работодателя закреплена в части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», руководителям федеральных государственных органов предписано до 1 сентября 2009 года утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного данным Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 15 сентября 2014 года № 526 (действующим на день заключения трудового договора с ТВА) утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в пункте 14 которого указана должность судебного пристава-исполнителя структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов.
Должность судебного пристава-исполнителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов указана также и в пункте 8 Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 15 сентября 2015 № 437.
Таким образом, работодатель при приеме на работу государственного служащего (судебного пристава-исполнителя территориального органа) в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.
В этой связи выводы прокурора о нарушении обществом требований закона в связи с несообщением в установленном порядке по последнему месту работы ТВА о приеме его на работу в общество и связанные с эти требования об устранении допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь, основаны на положениях действующего законодательства.
Доводы о том, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 29 обязанность работодателя сообщать о заключении трудового договора в десятидневный срок по прежнему месту работы бывшего государственного служащего возникает в том случае, если его заработная плата составляет более 100 000 рублей, основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2015 года № 29 «Об утверждении правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ», данные Правила устанавливают порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
По смыслу указанного пункта обязанность работодателя сообщить о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы возникает независимо от того, в каком размере гражданин, ранее замещавший должности государственной или муниципальной службы, получает заработную плату по трудовому договору.
В данном случае стоимость оказания организации услуг на сумму более 100 тысяч рублей касается гражданско-правовых договоров на выполнение в течение месяца работ или оказания услуг и не связана с суммой заработной платы по трудовому договору.
Принимая во внимание, что требования, изложенные в представлении прокурора, подлежали исполнению, но не исполнены при отсутствии к тому оснований, судья пришел к обоснованному выводу об умышленном характере действий общества и соответственно о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Последующее уведомление Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области о принятии на должность водителя ТВА и оплата назначенного обществу штрафа по делу о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правового значения для дела, связанного с неисполнением требований прокурора, не имеет.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая намеренный характер невыполнения требований прокурора, не смотря на подробное обоснование в представлении положений закона и изложенной прокурором позиции, возбуждение в отношении общества по этому факту производства по делу по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от ответственности по указанному основанию не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 02 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» - без изменения.
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В.