ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-195/2021 от 12.10.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Манаева М.А. дело №71-195/2021

Р Е Ш Е Н И Е

12 октября 2021 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Углегорском и Томаринском районах С на постановление судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 16 августа 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С,

у с т а н о в и л:

Постановлением судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 16 августа 2021 года производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, начальник ТО Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области в Углегорском и Томаринском районах С просит постановление судьи отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение, приводя доводы о его незаконности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При этом Кодекс об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, но при этом позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.

В силу частей 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.

Таким образом, положения статей 28.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в числе которых предусматривают обязательное извещение лица о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Из содержания указанных норм следует, что возможность составления протокола и рассмотрения дела, при отсутствии привлекаемого к ответственности лица, допускается лишь тогда, когда у должностного лица административного органа имеются сведения, свидетельствующие о получении этим лицом соответствующей информации.

Судья городского суда, прекращая производство по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о нарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, прав лица, привлекаемого к ответственности, поскольку последний не был надлежаще извещен о времени и месте составления протокола.

Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не имеется.

Из материалов дела следует, что извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, было направлено С заказным письмом по адресам: <адрес>

15 апреля 2021 года должностное лицо ТО Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Углегорском и Томаринском районах составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие С, признав его надлежащим образом извещенным о времени и месте составления протокола.

Вместе с тем данный вывод не основан на материалах дела об административном правонарушении.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года №343.

Как видно из материалов дела, извещения, направленные заказными письмами в адрес С, получены им не были, почтовые отправления с отметкой отделения почтовой связи об истечении срока его хранения в административный орган не возвращались. Имеющиеся в деле распечатки с сайта «Почта России» не содержат сведений о вручении адресату почтовой корреспонденции и на день составления протокола об административном правонарушении.

Так, почтовые отправления с почтовыми идентификаторами и по состоянию на 15 апреля 2021 года находились в статусе «Неудачная попытка вручения».

Иных сведений о надлежащем уведомлении С о месте и времени составления протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у должностного лица при составлении 15 апреля 2021 года протокола об административном правонарушении, отсутствовали сведения о надлежащем извещении С

Указанное обстоятельство является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности.

Однако изложенное не было учтено должностным лицом административного органа при составлении протокола об административном правонарушении.

Судья городского суда, дав оценку вышеуказанным обстоятельствам, пришел к правильному выводу о не извещении С о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем прекратил производство по делу по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и противоречат собранным по делу доказательствам, которым судьей в их совокупности дана надлежащая оценка. В жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы судьи и нуждающихся в дополнительной проверке.

При таких данных оснований для отмены решения судьи Углегорского городского суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 16 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Углегорском и Томаринском районах С, - без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 30.13 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая