ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-19/2022 от 25.04.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Лукша Е.Н.

дело №71-19/2022

Р Е Ш Е Н И Е

25 апреля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест первого заместителя прокурора Сахалинской области Колесникова А.В. на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 декабря 2021 года о прекращении производство по делу в отношении руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1 по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

10 ноября 2021 года первым заместителем прокурора Сахалинской области Колесниковым А.В. в отношении руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое с материалами дела направлено в суд.

Постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 декабря 2021 года производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области (далее – Инспекция) ФИО1 по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

В протесте, поданном в Сахалинский областной суд, первый заместитель прокурора Сахалинской области Колесников А.В. просит постановление судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение, приводя доводы о его незаконности. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи протеста.

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещение о месте и времени рассмотрения протеста направлялось ему заказной корреспонденцией по месту жительства, конверт с судебной корреспонденцией возвращен в адрес суда по истечении срока хранения, требования Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года №234, соблюдены.

Согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное».

Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть протест в отсутствие ФИО1

Изучив материалы дела, доводы протеста, выслушав помощника прокурора Сахалинской области Ржевскую О.С., поддержавшую протест по изложенным в нем доводам, прихожу к следующему.

В силу частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, копия постановления судьи Южно-Сахалинского городского суда от 17 декабря 2021 года получена прокуратурой Сахалинской области 30 декабря 2021 года, что подтверждается записью в журнале учета исходящей корреспонденции, следовательно, срок обжалования истек 10 января 2022 года. Протест прокурором подан 11 января 2022 года.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что период с 31 декабря 2021 года по 09 января 2022 года пришелся на выходные нерабочие дни, что лишило прокуратуру возможности своевременной подготовки и подачи протеста на постановление судьи городского суда в установленные сроки, подача такого протеста 11 января 2022 года является незначительным пропуском сроком, который подлежит восстановлению.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Федеральный закон №73-ФЗ), который регламентирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно преамбуле Федерального закона №73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона №73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Права, обязанности и функции органов государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия определены в статье 11, статья 33 Федерального закона №73-ФЗ содержит цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 03 мая 2017 года №185 утверждено Положение о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области (далее – Положение об Инспекции).

Согласно подпунктам 1.1, 1.2, 3.1.7, 3.1.8, 3.1.9 указанного Положения Инспекция является органом исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Сахалинской области; осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; обеспечивает государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, федерального значения (в рамках переданных полномочий), выявленных объектов культурного наследия в соответствии со статьей 33 Федерального закона №73-ФЗ; осуществляет федеральный и региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального и регионального значения (в рамках переданных полномочий).

В полномочия Инспекции, в том числе, входит составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия в пределах компетенции, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (подпункт 3.1.43 Положения об Инспекции).

ФИО1 распоряжением Губернатора Сахалинской области от 11 февраля 2020 года №21-к назначен исполняющим обязанности руководителя Инспекции.

Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 13 апреля 2018 года №60-к утвержден должностной регламент руководителя Инспекции. В соответствии с подпунктами 3.2.1, 3.2.2, 3.2.23 Регламента руководитель осуществляет непосредственное руководство деятельностью Инспекции на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и полномочий, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Российской Федерации, организует контроль за своевременным и качественным выполнением государственными гражданскими служащими возложенных на Инспекцию полномочий.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Седьмой сезон Архитектуры» (далее – ООО «Седьмой сезон Архитектуры», Общество) на основании лицензии осуществляет деятельность по сохранению объектов культурного наследия Российской Федерации, имеет шесть разрешений на производство работ по сохранению объектов культурного наследия.

Управлением Минкультуры России по Дальневосточному федеральному округу на основании приказа (распоряжения) от 21 июля 2021 года №53-пр в период с 16 по 27 августа 2021 года в отношении ООО «Седьмой сезон Архитектуры» проведена плановая документарной проверка, в рамках которой установлено, что Общество нарушило сроки предоставления отчетной документации, сроки проводимых работ по сохранению объекта культурного наследия «Бюст адмирала ФИО2», проводило работы на указанном объекте в отсутствие разрешения, не приложило обязательные документы к заявлению о выдаче разрешения, заявление о выдаче разрешения составило не по форме.

Возбуждая производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – руководителя Инспекции ФИО1, первым заместителем прокурора Сахалинской области установлены нарушения статей 11 и 33 Федерального закона №73-ФЗ, а именно: не приняты меры в рамках возложенных полномочий при предоставлении ООО «Седьмой сезон Архитектуры» отчетной документации в нарушение установленных Федеральным законом сроков (90 рабочих дней со дня выполнения работ); не рассмотрена отчетная документация, представленная Обществом; не возбуждено в отношении Общества дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Обществу выдано разрешение в отсутствие необходимого пакета документов, а также выдано одно разрешение на три объекта культурного наследия.

Из материалов дела следует, что ООО «Седьмой сезон Архитектуры» 13 августа 2020 года выдано разрешение на ремонтно-реставрационные работы по объекту культурного наследия «Бюст адмирала ФИО2» со сроком до 10 сентября 2020 года (л.д.83-85), фактически работы по данному объекту окончены 28 сентября 2020 года, отчетная документация по указанному объекту, включая научный отчет о выполненных работах, в орган охраны объектов культурного наследия представлена 13 мая 2021 года (л.д.87) – по истечении более чем 90 рабочих дней со дня выполнения указанных работ, то есть с нарушением части 7 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ.

Аналогичное нарушение имело место по объекту «Здание банка 1928 года». Работы окончены по данному объекту 10 декабря 2020 года, отчетная документация в Инспекцию в нарушение части 7 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ представлена 14 мая 2021 года (л.д.96).

Вместе с тем постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит указание на то, какие конкретно положения статей 11 и 33 Федерального закона №73-ФЗ нарушены ФИО1 при несоблюдении Обществом сроков представления документации, что не позволяет в указанном нарушении определить объективную сторону состава вмененного административного правонарушения.

Кроме этого, как следует из материалов дела, поданная Обществом 13 мая 2021 года отчетная документации по объекту «Бюст адмирала ФИО2», возвращена 10 июня 2021 года (л.д.88-89) в связи с несоответствием требованиям, установленным приказом Минкультуры России от 25 июня 2015 года №1840 «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» (далее – Порядок №1840) и на момент проверки в Инспекции отсутствовала.

Отчетная документация по объекту культурного наследия «Здание банка 1928 года», поступившая в Инспекцию 14 мая 2021 года, органом охраны также не утверждена в связи с несоответствием требованиям, установленным Порядком №1840, и была возвращена Обществу 11 июня 2021 года (л.д.97-98). На момент возбуждения дела информация о направлении повторно документации на согласование в региональный орган охраны не представлена.

В этой связи оснований у прокурора ставить в вину ФИО1 не рассмотрение отчетной документации не имелось.

Относительно невозбуждения Инспекцией в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено следующее.

ООО «Седьмой сезон Архитектуры» в период с 11 по 28 сентября 2020 года в отношении объекта «Бюст адмирала ФИО2» осуществляло работы в отсутствие разрешения.

Прокурор пришел к выводу о наличии бездействия Инспекции по невозбуждению в отношении Общества дела об административном правонарушении по статье 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тогда как вопрос о возбуждении производства по делу является правом лица, в производстве которого находится дело, о чем в решении судьи городского суда сделан правильный вывод.

Кроме этого, ФИО1 вменено нарушение подпункта 5 пункта 6 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 октября 2015 года №2625 (далее – Порядок №2625), при выдаче Обществу разрешения на проведение ремонтно-восстановительных работ по сохранению объекта культурного наследия «Бюст адмирала ФИО2».

Из материалов дела следует, что ООО «Седьмой сезон архитектуры» 11 августа 2020 года обратилось в Инспекцию с заявлением №001 о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Бюст адмирала ФИО2» (л.д.155-157). Несмотря на то, что Обществом не приложен полный пакет документов, указанных в подпунктах 2-5 пункта 5.2 Порядка №2625, ФИО1 13 августа 2020 года (л.д.83-86) названному Обществу выдано разрешение.

Аналогичное исчисление срока подлежит применению и в отношении вмененного ФИО1 нарушения пункта 5 Приложения №1 к Порядку №2625, а именно, выдача им 22 июля 2020 года Обществу одного разрешения №2/20 на проведение работ по сохранению трех объектов культурного наследия: «Братская могила советских воинов, павших в августе 1945 года в боях при освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов»; «Братская могила советских офицеров, павших в августе 1945 года в боях при освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов»; «Могила героя Советского ФИО3 Смирных (1913-1945), павшего в бою при освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов» (л.д.108-110).

Таким образом, вмененные ФИО1 действия, которые указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, совершены 13 августа 2020 года и 22 июля 2020 года при выдаче им соответствующих разрешений.

Следовательно, вопреки доводам протеста прокурора указанные нарушения не могут быть признаны длящимися и на момент вынесения первым заместителем прокурора Сахалинской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 10 ноября 2021 года годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел истек.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено постановление. Отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассматривать дело, допускается в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Обстоятельств, влекущих в порядке пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену состоявшегося по делу постановления, судом не установлено.

Таким образом, вопреки доводам заявителя оснований для отмены постановления судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

ходатайство первого заместителя прокурора Сахалинской области о восстановлении срока принесения протеста удовлетворить.

Восстановить срок для подачи протеста на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 декабря 2021 года.

Постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 декабря 2021 года о прекращении производство по делу по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации в отношении руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1 оставить без изменения, протест первого заместителя прокурора Сахалинской области Колесникова А.В. – без удовлетворения.

В соответствии с нормами статьей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование по делу об административном правонарушении возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая