ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-209/18 от 09.10.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Бирюкова Е.А.

Дело № 71-209/2018

РЕШЕНИЕ

Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»), юридический адрес: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 58, ИНН 7901013921,

по жалобе руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО (далее - Управление Роспотребнадзора по ЕАО) К. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2018, которым постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО К. от 01.08.2018 № <...> о привлечении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), оставлено без изменения,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО К. от 01.08.2018 № <...> юридическое лицо - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2018 постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО К. от 01.08.2018 № <...> оставлено без изменения, исключено из указанного постановления нарушение, выразившееся в том, что в возрастной категории 7-10 лет с 15.06.2018 по 23.06.2018 меньше нормы выдано продуктов: молоко и молочные продукты на 218,3 мл, фрукты (плоды) свежие на 11 гр, сок на 20 гр.

Не согласившись с указанным решением, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, К. обратился в суд ЕАО с жалобой, в которой просит решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2018 изменить.

Выразил несогласие с выводами суда о том, что расчеты суточной нормы должностными лицами не производились, не проверялась калорийность по отдельным приемам пищи, соотношение пищевых веществ, не учитывалась замена другими продуктами, равноценными по химическому составу, поскольку отбор суточных проб от каждой партии приготовленных блюд, в том числе ведение ведомости контроля за рационом питания законодатель возложил на организацию, осуществляющую оздоровление и отдых детей, а не на должностных лиц, осуществляющих надзор в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

На момент проверки организация питания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» осуществлялась согласно утвержденному примерному меню. Замена другими продуктами, равноценными по химическому составу, не осуществлялась, расчет такой замены не производился.

Законный представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

В соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 утверждены СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - СанПиН 2.4.4.2599-10).

Согласно п. 1.1СанПиН 2.4.4.2599-10 данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.

В силу п. 1.7 СанПиН 2.4.4.2599-10 к работе в оздоровительные учреждения допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке (приложение 2). Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится не реже одного раза в два года. Работники оздоровительных учреждений должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Материалами дела установлено, что Управлением Роспотребнадзора по ЕАО на основании распоряжения от 06.07.2018 № <...> в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора проведена плановая выездная проверка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11».

По результатам проверки составлен акт от 23.07.2018, согласно которому:

- в возрастной категории 7-10 лет с 15.06.2018 по 23.06.2018 меньше нормы выдано продуктов: молоко и молочные продукты на 218,3 мл, фрукты (плоды) свежие на 11 гр, сок на 20 гр, что является нарушением части 1 статьи 28, части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 9.2 СанПиН 2.4.4.2599-10;

- воспитатель Ш. допущен к работе без флюорографического обследования, что является нарушением статьи 34 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 1.7 СанПиН 2.4.4.2599-10.

23.07.2018 ведущим специалистом-экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЕАО А. в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.

Оставляя постановление должностного лица без изменения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, при этом суд исключил из указанного постановления нарушение, выразившееся в том, что в возрастной категории 7-10 лет с 15.06.2018 по 23.06.2018 меньше нормы выдано продуктов: молоко и молочные продукты на 218,3 мл, фрукты (плоды) свежие на 11 гр, сок на 20 гр.

С данным выводом суда согласиться нельзя.

Для обеспечения детей и подростков здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания (примерное 7-дневное меню для весенних, осенних, зимних каникул и 10- или 14(18)-дневное меню для летних каникул) (п. 9.1 СанПиН 2.4.4.2599-10).

Рацион питания предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение дня, на основании физиологических потребностей в пищевых веществах (таблица 1 приложения 3) и рекомендуемого набора продуктов, в зависимости от возраста детей (таблица 2 приложения 3), настоящих санитарных правил (п. 9.2 СанПиН 2.4.4.2599-10).

В силу п. 9.3 СанПиН 2.4.4.2599-10 на основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник).

Для обеспечения здоровым питанием составляется примерное меню на оздоровительную смену в соответствии рекомендуемой формой (приложения 4 настоящих санитарных правил), а также меню-раскладка, содержащих количественные данные о рецептуре блюд. В примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (приложение 5 настоящих санитарных правил), их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах (приложения 3 и 6 настоящих санитарных правил). Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности каждого блюда. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15%. Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/- 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за оздоровительную смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи. В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов - должно составлять 1:1:4 (пункты 9.4, 9.6, 9.7, 9.11, 9.12 СанПиН 2.4.4.2599-10).

Согласно п. 9.5 СанПиН 2.4.4.2599-10 примерное меню разрабатывается юридическим лицом, обеспечивающим питание в оздоровительном учреждении, и согласовывается руководителем оздоровительного учреждения.

Примерное десятидневное меню питания одного ребенка, имеющееся в материалах дела, содержит сведения о наименовании блюд, выходе блюда и его калорийности.

Из ведомости контроля за рационом питания следует, что из рекомендуемого количества продуктов (нетто) в день на одного ребенка, граммы (60% от среднесуточного набора): молоко, молочные и кисломолочные продукты - 270 грамм, фактически выдано продуктов с отклонением от нормы - 80,8 %; фрукты (плоды) свежие - 111 грамм, фактически выдано продуктов с отклонением от нормы - 9,9 %; соки - 120 грамм, фактически выдано продуктов с отклонением от нормы - 16,6 %.

Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях, при отсутствии необходимых пищевых продуктов, допускается их замена другими продуктами, равноценными по химическому составу (пищевой ценности) в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов (приложение 7 настоящих санитарных правил), что должно быть подтверждено необходимыми расчетами (п. 9.17 СанПиН 2.4.4.2599-10).

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что продуктов выдано меньше нормы в связи с заменой другими продуктами, равноценными по химическому составу (пищевой ценности).

Таким образом, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7. КоАП РФ, в том числе и по тому факту, что в возрастной категории 7-10 лет с 15.06.2018 по 23.06.2018 меньше нормы выдано продуктов: молоко и молочные продукты на 218,3 мл, фрукты (плоды) свежие на 11 гр, сок на 20 гр.

Вывод суда о том, что расчеты суточной нормы должностными лицами не производились, не проверялась калорийность по отдельным приемам пищи, соотношение пищевых веществ, не учитывалась замена другими продуктами, равноценными по химическому составу является неверным, поскольку установление факта выдачи указанных продуктов питания детям ниже установленной нормы и при отсутствии расчетов их замены другими продуктами является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ. Кроме того, все необходимые расчеты должны были проводиться при составлении примерного меню.

При указанных обстоятельствах доводы жалобы заслуживают внимания.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2018 подлежит изменению на основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, путем исключения из описательно-мотивировочной части и резолютивной части указания на исключение из постановления руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО К. от 01.08.2018 № <...> нарушения, выразившееся в том, что в возрастной категории 7-10 лет с 15.06.2018 по 23.06.2018 меньше нормы выдано продуктов: молоко и молочные продукты на 218,3 мл, фрукты (плоды) свежие на 11 гр, сок на 20 гр.

Исключение данного вывода не ухудшает положение юридического лица и соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.09.2018 по жалобе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» на постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО К. от 01.08.2018 № <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11», изменить, путем исключения из описательно-мотивировочной части и резолютивной части указания на исключение из указанного постановления нарушения, выразившееся в том, что в возрастной категории 7-10 лет с 15.06.2018 по 23.06.2018 меньше нормы выдано продуктов: молоко и молочные продукты на 218,3 мл, фрукты (плоды) свежие на 11 гр, сок на 20 гр.

Жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО К. считать удовлетворенной.

Судья С.А. Папулова