Судья А.А.Русецкая дело № 71-22/2015
Р Е Ш Е Н И Е
19февраля2015 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу начальника государственного унитарного дорожного предприятия «<данные изъяты>» М.Г.И. на постановление судьи Корсаковского городского суда от 15 декабря 2014 года по делу о привлечении указанного предприятия к административной ответственности по статье 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ ведущим советником отдела охраны объектов культурного наследия министерства культуры Сахалинской области С.И.А. вынесено определение о возбуждении в отношении государственного унитарного дорожного предприятия «<данные изъяты>» (далее – ГУДП «<данные изъяты>») дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.
ДД.ММ.ГГГГ указанным должностным лицом в отношении ГУДП «<данные изъяты>» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен для рассмотрения в суд.
Постановлением судьи Корсаковского городского суда от 15 декабря 2014 года ГУДП «<данные изъяты>» привлечено к ответственности по статье 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
На указанное постановление начальником ГУДП «<данные изъяты>» М.Г.И. принесена жалоба, в которой он просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительность совершенного административного правонарушения, поскольку действия ГУДП «<данные изъяты>» не причинили вреда интересам граждан, общества, государства, а также не содержат угрозы причинения вреда. Указывает, что в материалах дела отсутствует заключение специалистов археологов об ухудшении состояния объекта культурного наследия, а также о нарушении его целостности, указание на то, какие именно действия ГУДП «<данные изъяты>» привели к ухудшению состояния объекта культурного наследия отсутствует, и в протоколе об административном правонарушении не указаны. Полагает, что не установлена вина ГУДП «<данные изъяты>» во вмененном правонарушении. Считает назначенное судом наказание чрезмерно суровым, поскольку ГУДП «<данные изъяты>» финансируется из бюджета Сахалинской области, в связи чем оплата назначенного штрафа может привести предприятие к ограничению его хозяйственной деятельности. Обращает внимание на то, что предприятие ранее к административной ответственности не привлекалось.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ГУДП «<данные изъяты>» Г.Ю.Н., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, представителей министерства культуры Сахалинской области С.И.А. и П.П.А., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение специалиста – научного сотрудника Сахалинской лаборатории археологии и этнографии Сахалинского государственного университета М.А.В. о том, что неприостановление работ на объекте археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4» могло привести к ухудшению его состояния и нарушению целостности, прихожу к следующему.
Согласно статье 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) неисполнение заказчиком и (или) исполнителем работ обязанности по приостановлению земляных, строительных, дорожных или иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Частями 1, 3 статьи 37 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об объектах культурного наследия») (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
Указанные в пункте 1 настоящей статьи работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.
В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, или в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (арендодатель) и ГУДП «<данные изъяты>» (арендатор) заключен договор № аренды лесного участка для строительства линейного объекта (автомобильной дороги не общего пользования), для заготовки древесины на лесном участке, расположенном в муниципальном образовании Корсаковский городской округ, в лесном фонде Корсаковского лесничества, в квартале <данные изъяты> (части выдела <данные изъяты>) Охотского участкового лесничества, номер государственного учета в лесном реестре №, общей площадью <данные изъяты> га, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней).
Стоянка «Озеро Седых 4» объявлена памятником истории и культуры Сахалинской области, подлежащим государственной охране как памятники областного значения, объекты археологии, культуры, истории и искусства на основании Решения Малого Совета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 11 февраля 1993 года № 43.
В связи с введением в действие Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» стоянка «Озеро Седых 4» является памятником археологии федерального значения.
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ государственными гражданскими служащими министерства культура Сахалинской области на основании распоряжения министерства культуры Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № мониторинга состояния объектов археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4», Стоянка «Озеро Седых-5» установлено, что на территории объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4» проводятся хозяйственные работы по прокладке автомобильной дороги.
По результатам мониторинга составлен акт технического обследования объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту в северной и восточной части объекта археологического наследия посредством лесосведения проложена просека шириной до <данные изъяты> метров, длиной по территории памятника <данные изъяты> метров. В восточной части территории объекта просека пересекает два котлована древних жилищ. На всем протяжении просека завалена стволами недавно спиленных деревьев. В северной части объекта зафиксированы нарушения почвенных покровов.
Как было установлено на участке проводит работы ГУДП «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ министерством культуры Сахалинской области ГУДП «<данные изъяты>» выдано предписание о приостановлении землеустроительных работ на территории памятника археологии стоянка «Озеро Седых 4», согласно которому обществу предписано приостановить работы на территории памятника археологии федерального значения стоянка «Озеро Седых 4» с ДД.ММ.ГГГГ во избежание его разрушения.
ДД.ММ.ГГГГ в министерство культуры сахалинской области ГУДП «<данные изъяты>» было направлено письмо о рассмотрении вынесенного представления и о приостановлении производства работ на территории объекта археологического наследия.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства культуры Сахалинской области поступило обращение от директора Сахалинской лаборатории археологии и этнографии В.А.А. о том, что в районе памятника археологии Стоянка «Озеро Седых-4» производятся работы.
По результатам рассмотрения обращения ДД.ММ.ГГГГ советником отдела охраны объектов культурного наследия министерства культуры Сахалинской области на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № произведено техническое обследование объекта культурного наследия памятника археологии федерального значения Стоянка «Озеро Седых-4», расположенного в Корсаковском городском округе Сахалинской области.
Согласно акту № технического обследования объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4» установлено, что на территории памятника археологии производятся земляные и строительные работы по возведению автомобильной дороги, а именно производилось корчевание пней, при этом пни извлекались из земли вместе с корневой системой, вскрывая слой почвы на глубину 40-50 см, пни грузились на грузовой самосвал и вывозились. Площадь видимых повреждений составила <данные изъяты> кв.м. В результате мониторинга также было установлено, что по ранее проложенной просеке возведена автомобильная дорога в виде насыпи. Длина отсыпанной части дороги по территории памятника составляет <данные изъяты> м при ширине <данные изъяты> м. Насыпь дороги уплотнена колесами тяжелой техники, наблюдаются следы протекторов. В точке с координатами N46051’18.8” E1430 08’44.1” (система координат WGS-84) на территории объекта отсыпана площадка размерами 6х6 м, на которой, судя по видимым на поверхности следам, выполняется разворот строительной техники.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в нарушение статьи 37 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» работы в районе памятника археологии стоянка «Озеро Седых 4» не были приостановлены, несмотря на вынесенное ДД.ММ.ГГГГ предписание, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУДП «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в жалобе на то, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует ссылка на заключение специалистов археологов об ухудшении состояния объекта культурного наследия, а также о нарушении его целостности, не является основанием для отмены постановления судьи, поскольку объективная сторона правонарушения, вмененного ГУДП «<данные изъяты>» состоит в неисполнении виновным лицом требований предписания по приостановлению на объекте культурного наследия работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность.
Фактическое ухудшение состояния объекта культурного наследия либо нарушение его целостности правового значения для квалификации действий по данной статье не имеет.
Факт проведения ГУДП «<данные изъяты>» на территории объекта археологического наследия работ, которые могут ухудшить состояние объекта либо нарушить его целостность, подтвержден в судебном заседании пояснениями специалиста - научного сотрудника Сахалинской лаборатории археологии и этнографии Сахалинского государственного университета М.А.В.
Довод жалобы о том, что работы на объекте Стоянка «Озеро Седых-4» были приостановлены после получения предписания, опровергается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что на участке в течение некоторого времени после вынесения предписания никакие работы не производились, не свидетельствуют о выполнении предприятием требований предписания, поскольку факт продолжения осуществления работ зафиксирован в результате обследования объекта ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, а действия ГУДП «<данные изъяты>» повлекли нарушение прав граждан на сохранность объекта культурного наследия, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, не имеется.
В силу частей 1, 3, 3.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Материалы дела и жалобы не содержат доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности уплаты административного штрафа ГУДП «<данные изъяты>» в определенном судом размере, который влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Основания, влекущие вывод о том, что назначенный данному юридическому лицу штраф, не отвечает целям административной ответственности, отсутствуют.
Учитывая, что судьей при рассмотрении дела правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Корсаковского городского суда от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, жалобу начальника государственного унитарного дорожного предприятия «<данные изъяты>» М.Г.И. – без удовлетворения.
СудьяСахалинскогообластногосуда Е.П.Юсова