ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-247/2014 от 03.12.2014 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Судья Е.В. Мурынчик дело № №

 Р Е Ш Е Н И Е

 3 декабря 2014 года город Южно-Сахалинск

 Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление судьи Корсаковского городского суда от 15 октября 2014 года по делу о привлечении его к административной ответственности по частям 1, 2, 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 12 сентября 2014 года старшим уполномоченным по ОВД Сахалинской таможни ФИО2 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2, 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановлением судьи Корсаковского городского суда от 15 октября 2014 года индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по частям 1, 2 и 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 На указанное постановление ФИО1 принесена жалоба, в которой он просит его отменить. Не оспаривая по существу факт совершения вмененных ему административных правонарушений, исходя из незначительной стоимости товара и величины таможенных платежей, просит освободить его от административной ответственности по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности совершенных административных правонарушений. Обращает внимание на то, что по делу составлен один протокол по трем составам вменяемых ему административных правонарушений, тогда как следовало составить три протокола. Считает, что издержки по делу в соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть отнесены на счет федерального бюджета, поскольку индивидуальный предприниматель является физическим лицом. Полагает, что назначенное наказание не отвечает целям административной ответственности, в связи с чем имеются основания для назначения штрафа ниже низшего предела в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитников ФИО1 – ФИО3 и ФИО4, поддержавших доводы жалобы, представителей Сахалинской таможни ФИО5 и ФИО6, полагавших постановление по делу законным и обоснованным, прихожу к следующему.

 Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 этого Кодекса.

 В силу пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ответственность по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяется в том случае, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

 По части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

 В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с этим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

 Согласно части 1 статьи 181 названного Кодекса при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

 В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе, сведения о товарах:

 наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость;

 сведения об исчислении таможенных платежей:

 ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом (пункты 5, 6 части 2 статьи 181 Кодекса).

 Как следует из материалов дела, ФИО1, совершая действия по декларированию товаров, прибывших 7 июня 2013 года в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 на теплоходе <данные изъяты> по коносаменту от 5 июня 2013 года № 39 по процедуре «выпуск для внутреннего потребления», задекларировал товар № 2 как «колеса грузового автомобиля на дисках из черных металлов, бывшие в эксплуатации, количеством 80 штук, размером 11.5 R22 – 60 штук и 10.00 R – 20 штук» по коду 8708709909.

 Однако, в ходе таможенного осмотра установлено, что большая часть шин надета на диски с одной стороны (обод диска), что подтверждено заключением эксперта Экспертно-исследовательского отделения Экспертно-криминалистической службы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 24 июня 2013 года № 07/184/2013, согласно которому автомобильные диски, на которые пневматические шины надеты только одной стороной, не могут считаться автомобильным колесом, пригодным к немедленному использованию и представляют собой два отдельных товара – шины и диски (л.д. 31-33, том 1).

 По результатам заключения эксперта Экспертно-исследовательского отделения Экспертно-криминалистической службы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 8 августа 2013 года № 07/254/2013 установлено, что исследованный товар не является автомобильным колесом в сборе, а представляет собой:

 - новые пневматические шины для грузовых автомобилей радиальной конструкции Dunlop Dectes SP-731 размером 11 R22.5, 2013 года выпуска, в количестве 60 штук, пригодные для эксплуатации по прямому назначению, стоимостью по состоянию на 11 июня 2013 года 697500 рублей;

 - стальные штампованные диски монтажным диаметром 22.5 дюйма, практически непригодные для дальнейшего использования по прямому назначению (л.д. 90-95, том 1).

 Из разъяснения отдела товарной номеклатуры происхождения товаров и торговых ограничений Сахалинской таможни от 27 августа 2013 года № 17-11/1077 следует, что указанный товар классифицируется следующим образом:

 - пневматические шины для грузовых автомобилей новые в количестве 60 штук в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ТС;

 - стальные штампованные диски практически непригодные для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению в подсубпозиции 7204 49900 0 ТН ВЭД ТС (лом черных металлов) (л.д.122).

 Таким образом, в связи с недостоверным декларированием товара № 2, заявленного ФИО1 в таможенной декларации ДТ №, сумма недоплаченных таможенных пошлин, налогов составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 223-224, том 1).

 При этом, учитывая, что ФИО1 выполнены требования таможенного законодательства по декларированию товара и по количественным характеристикам принятый товар задекларирован полностью, привлечение его к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необоснованным.

 В соответствии с частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

 В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

 Согласно подпункту 5 части 1 статьи 183 Кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

 В соответствии с положениями главы 24 указанного Единого перечня на шины (кроме восстановленных) в субпозициях 4011 10000, 4011 20100, 4011 20900 ТН ВЭД ТС должны представляться сертификаты соответствия либо принятые декларации о соответствии на продукцию по единой форме.

 Поскольку при подаче таможенной декларации ФИО1 были указаны недостоверные сведения о товаре и документов, свидетельствующих о соответствии товара, органу таможенного контроля ФИО1 представлено не было, к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он привлечен правомерно.

 Процедура привлечения лица к административной ответственности соблюдена. Составление по результатам одной проведенной проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях (фактах бездействия), каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, вопреки доводам жалобы ФИО1, само по себе не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.

 Наказание ФИО1 верно определено с учетом положений части 2 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 3 статьи 16.2 названного Кодекса, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств.

 Кроме того, с учетом степени вины нарушителя и характера совершенных административных правонарушений, представляющих существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям в области таможенного регулирования, оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (100 000 рублей) не имеется.

 Данных, позволяющих признать указанное правонарушение малозначительным и освободить ФИО1 от ответственности по этому основанию, не установлено.

 Ссылка в жалобе ФИО1 на необоснованное взыскание с него издержек по делу об административном правонарушении также является несостоятельной.

 В соответствии со статьей 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях издержки по делу об административном правонарушении состоят, в частности, из сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику.

 В указанной норме индивидуальные предприниматели не поименованы.

 Вместе с тем, в соответствии с примечанием к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные 16 главой Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

 Кроме того, в соответствии с частью 1, 4 статьи 168 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

 Товары, изъятые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, размещаются на складах временного хранения в соответствии со статьей 202 настоящего Федерального закона или в других местах по правилам, установленным частью 4 статьи 189 настоящего Федерального закона.

 Согласно положениям частей 1, 2, 3 статьи 202 названного Закона товары могут быть помещены на склады временного хранения таможенными органами в случаях, предусмотренных статьями 168, 183 и 189 настоящего Федерального закона.

 При помещении товаров на склад временного хранения таможенными органами с его владельцем заключается договор в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Вознаграждение за хранение товаров и возмещение убытков владельцу склада временного хранения осуществляются за счет лиц, определенных в части 1 статьи 168, части 10 статьи 183 и части 5 статьи 189 настоящего Федерального закона.

 В соответствии с частью 10 статьи 183 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения таможенной проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство Таможенного союза и (или) законодательство Российской Федерации о таможенном деле нарушено, издержки, связанные с таким хранением, относятся к расходным обязательствам федерального бюджета. Порядок возмещения указанных средств из федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.

 Из анализа приведенных специальных норм действующего законодательства следует, что издержки по хранению товара, явившегося предметом правонарушений, в рамках мер обеспечения производства по делу, подлежат отнесению на счет лица, у которого товары изъяты.

 Согласно справке генерального директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> сумма издержек по хранению товаров, явившихся предметом административного правонарушения по делу в отношении ФИО1, составила <данные изъяты> рублей (л.д.249).

 В этой связи указанная сумма правомерно взыскана с ФИО1

 При таких обстоятельствах, поскольку по данному делу правильно применены нормы материального права и не допущено нарушение норм процессуального права, оснований для отмены судебного постановления по нему не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1 и 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 Р Е Ш И Л:

 постановление судьи Корсаковского городского суда от 15 октября 2014 года в части привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить. Производство по делу в этой части прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

 В остальной части это же постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова