СудьяЮ.В.Абикова Дело№71-26/2014
Р Е Ш Е Н И Е
21марта 2014 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска - Т.Т.Ю. на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 30 декабря 2013 года по делу о привлечении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора Сахалинской области вынесено постановление о возбуждении в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент городского хозяйства) дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное постановление направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка № 31 городского округа «город Южно-Сахалинск».
Определением мирового судьи судебного участка № 31 городского округа «город Южно-Сахалинск» дело об административном правонарушении в отношении Департамента городского хозяйства передано для рассмотрения по подведомственности в Южно-Сахалинский городской суд.
Постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 30 декабря 2013 года Департамент городского хозяйства привлечен к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На данное постановление защитником Департамента городского хозяйства принесена жалоба в суд, в которой она просит его отменить, поскольку судья не исследовал вопрос о наличии вины Департамента во вменяемом правонарушении в связи с невозможностью исполнить представление прокурора. Указывает, что во исполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 1191 на официальной сайте размещается сканированное платежное поручение, в котором указывается счет-фактура с номером и датой, что является документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства. В связи с недоработкой сайта zakupki.gov.ru, сведения о счет-фактуре с указанием конкретной стоимости оплаты в числовом выражении разместить невозможно, поскольку программа в автоматическом режиме обнуляет сведения в числовом выражении, что в дальнейшем будет являться размещением на сайте недостоверных сведений.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Департамента городского хозяйства Т.Т.Ю., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, заключение помощника Александровск-Сахалинского городского прокурора Ж.М.С., действующего по доверенности, об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующему.
Согласно статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Указанным Федеральным законом в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
Как следует из материалов дела, во исполнение плана работы временной межведомственной рабочей группы по вопросам осуществления проверки сведений, размещенных на официальном сайте РФ о размещении информации о размещаемых заказах, проведения проверок исполнения законодательства регламентирующего закупочную деятельность, прокуратурой Сахалинской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в деятельности Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска. В результате проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сведения об исполнении контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ опубликованы на Общероссийском официальном сайте о размещении заказов с нарушением срока; сведения об исполнении контрактов, размещенные на официальном сайте, содержат только информацию о реквизитах документа, подтверждающего факт оплаты (номера реестровой записи контрактов: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №) и не содержат сведений о документах, подтверждающих факт возникновения денежного обязательства; Департаментом допущено незаконное перечисление средств за фактически невыполненные работы по контрактам от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Сахалинской области руководителю Департамента городского хозяйства выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и государственных нужд, согласно которому необходимо безотлагательно рассмотреть представление и в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, в том числе, принять меры по внесению на официальный сайт сведений о реквизитах документов, подтверждающих факт возникновения денежного обязательства по указанным 11 контрактам, а также принять меры к устранению причин и условий, способствующих допущенным нарушениям и недопущению их в дальнейшем; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц Департамента городского хозяйства с представлением копии приказов в прокуратуру Сахалинской области; о месте и времени рассмотрения представления уведомить прокуратуру Сахалинской области для принятия участия; в течении месяца со дня вынесения представления принять меры к устранению допущенных нарушений закона, о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру Сахалинской области в письменной форме.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента городского хозяйства Г.А.М. заместителю прокурора Сахалинской области был дан ответ об отсутствии законных оснований для исполнения представления в части представления на официальном сайте неполных сведений об исполнении контрактов, поскольку на официальном сайте технически не предусмотрено графы, в которую заносятся сведения о факте, подтверждающем возникновение денежного обязательства. В качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, на сайте размещается сканированное платежного поручение, в котором указывается данные о счет-фактуре (счете) с номером и датой, являющейся основанием для возникновения денежного обязательства. Не согласны с фактом незаконного перечисления средств за невыполненные работы, поскольку все работы были выполнены. При этом признали факт нарушения сроков предоставления сведений на официальный сайт об исполнении контрактов № и №.
Умышленное неисполнение в установленный срок требований прокурора в части размещения на официальном сайте сведений об исполнении 11 контрактов – реквизитов документа, подтверждающего факт возникновения денежного обязательства, послужило основанием для возбуждения в отношении Департамента городского хозяйства дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая Департамент городского хозяйства к административной ответственности, судья посчитал доказанным факт умышленного неисполнения представления прокурора в части отказа в опубликовании на официальном сайте сведений об исполнении 11 контрактов, а также неисполнения требований прокурора о принятии мер к устранению нарушений в части нарушения сроков публикации сведений по государственным контрактам, незаконного перечисления средств за фактически выполнение работы по контрактам, неразрешения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
Между тем данный вывод сделан судом без учета следующих обстоятельств.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что при даче письменных объяснений прокурору перед вынесением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, а также в судебном заседании при рассмотрении дела судьей Южно-Сахалинского городского суда, защитник Департамента городского хозяйства поясняла об отсутствии технической возможности внесли на официальный сайт zakupki.gov.ru информацию о реквизитах документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (счет-фактура), поскольку программа требует указания суммы, подлежащей оплате согласно счет-фактуры, однако при вводе указанных данных автоматически сумму обнуляет. Указание на сайте данных, подтверждающих факт возникновения денежного обязательства с нулевой суммой, повлечет недостоверность сведений, размещенных на сайте, что в свою очередь влечет административную ответственность. В том числе программа не содержит графы, подтверждающей факт возникновение денежного обязательства.
Между тем выяснение этого вопроса имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, поскольку, как следует из диспозиции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требований прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Вопросы возможности либо невозможности внесения на официальный сайт zakupki.gov.ru необходимой информации ни прокурором, возбудившим дело об административном правонарушении, ни судьей исследованы не были. В настоящий момент, в связи с тем, что с 1 января 2014 года Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утратил силу, проверка возможности размещения на официальном сайте данных, предусмотренных названным законом, невозможна.
Кроме того, основанием для вынесения судьей постановления о привлечении Департамента городского хозяйства к административной ответственности послужило неисполнение остальных требований прокурора, содержащихся в представлении об устранении нарушений требования законодательства.
Между тем, из содержания постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что неисполнение требований прокурора о принятии мер к устранению нарушений в части нарушения сроков публикации сведений по государственным контрактам, незаконного перечисления средств за фактически выполнение работы по контрактам, неразрешения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, в вину юридическому лицу не вменялось.
В силу требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 30 декабря 2013 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 30 декабря 2013 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова