ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-360/2023 от 13.09.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 71-360/2023

66RS0001-01-2023-007215-46

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2023 года жалобу защитника Цинка А.В. в интересах ФИО1 на постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 31 августа 2023 года № 5-402/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи гражданин Республики Сенегал ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.

В жалобе, поданной в областной суд, защитник Цинк А.В. просит об изменении постановления с исключением назначения Сабали Малику административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) установлено, что законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу требования пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 данной статьи временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вместе с тем, без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации (п.2 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).

Заявление о выдаче вида на жительство подается не ранее чем через восемь месяцев первого года проживания в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание и не позднее чем за четыре месяца до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Данное правило не распространяется на лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи (пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, и лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).

Порядок выдачи вида на жительство, замены вида на жительство, формы заявлений о выдаче вида на жительство, о замене вида на жительство, срок рассмотрения таких заявлений и порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 10 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).

Порядок выдачи вида на жительство регламентирован пунктами 106-124 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417 (ред. от 16.11.2022).

В соответствии с установленным порядком основанием для начала административной процедуры является подача заявителем при личном посещении подразделения по вопросам миграции заявления о предоставлении государственной услуги на бумажном носителе с приложением необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям получения вида на жительство.

При подаче заявления о предоставлении государственной услуги сотрудник, ответственный за прием и регистрацию такого заявления, проверяет заполнение необходимых реквизитов заявлений, соответствие указанных заявителем сведений в заявлении сведениям, содержащимся в представленных им документах, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство, наличие оснований отказа в приеме заявления и документов.

В случае, если в результате проверки выявлено одно или несколько предусмотренных пунктами 53 - 56 Административного регламента оснований для отказа в приеме заявления и документов, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к Административному регламенту), подтверждающая отказ в приеме заявления.

В отношении иностранных граждан, обратившихся с заявлением о выдаче вида на жительство без получения разрешения на временное проживание, ответственным за прием и регистрацию заявлений, осуществляется обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Сотрудник, ответственный за прием и регистрацию заявлений вносит персональные данные заявителя (иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого подано заявление и другие сведения, указанные в заявлении, в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы "Мир" путем ручного ввода данных (при наличии технической возможности путем сканирования заявления), а также вносит данные, полученные в результате цифрового фотографирования и сканирования папиллярных узоров пальцев рук лица без гражданства.

Сотрудник, ответственный за прием и регистрацию заявлений, заверяет подлинность подписи заявителя, дату подачи заявления, факт проверки правильности заполнения заявления и представления необходимых документов фиксирует путем проставления на заявлении своей подписи с указанием фамилии и даты приема документов.

На фотографии заявителя, помещенной на заявление, проставляется печать, используемая подразделениями системы МВД России для засвидетельствования справок и других документов (номерная печать), при этом оттиск печати должен захватывать левый нижний угол фотографии.

После принятия заявления заявитель информируется о сроке его рассмотрения и об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги.

Заявителю выдается справка (рекомендуемый образец приведен в приложении N 9 к Административному регламенту) о приеме заявления.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 31 августа 2023 года в 12 час. 00 минут на ул. Крылова,1 в г. Екатеринбурге выявлен гражданин Республики Сенегал ФИО1, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся пребывании с 06 июля 2023 года в Российской Федерации без документов - действующей визы, дающей такое право.

Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, судья районного суда исходил из факта истечения 06 июля 2023 года срока действия визы, дающей иностранному гражданину право пребывания в Российской Федерации.

Вместе с тем, при рассмотрении дела судьей районного суда ФИО1 и его защитник утверждали о том, что до истечения срока действия визы он подал заявление о выдаче вида на жительство в Российской Федерации по основанию, предусмотренному пп.8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, в связи с проживанием в Российской Федерации его дочери С., <дата> года рождения, являющейся гражданкой Российской Федерации. Его заявление было принято сотрудником органа внутренних дел, а затем беспричинно возвращено, однако эти доводы судьей районного суда проверены не были, и в нарушение требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценки в судебном постановлении не получили.

В подтверждение своих доводов Сабали Маликом представлена копия заявления о выдаче вида на жительство с отметкой о проведенном 30 июня 2023 года дактилоскопировании, с оттиском печати, захватывающим левый нижний угол фотографии ФИО1, а также с подписью и штампом инспектора ОВМ ОП №9 УМВД России по г. Екатеринбургу ФИО3, удостоверившей правильность заполнения заявления, наличие необходимых документов и подлинность подписи заявителя.

По смыслу приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи истечение срока действия визы не свидетельствует об отсутствии у иностранного гражданина права пребывания в Российской Федерации в случае, если у него было принято заявление о выдаче вида на жительство.

Таким образом, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, судьей районного суда установлены не в полном объеме, доводы ФИО1, оспаривающего виновность в совершении административного правонарушения не проверены, вследствии чего постановление судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении следует установить обстоятельства возвращения Сабали Малику принятого у него должностным лицом ОВМ ОП №9 УМВД России по г. Екатеринбургу заявления о выдаче вида на жительство, с учетом которых решить вопрос о виновности иностранного гражданина в совершении административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 31 августа 2023 года № 5-402/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

ФИО1, <дата> года рождения, гражданина Республики Сенегал, из Центра для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, административному выдворению за пределы Российской Федерации, УМВД России по г. Екатеринбургу освободить.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского областного суда О.А. Белеванцева