Дело № 71-36/2018
РЕШЕНИЕ
г. Курган 15 марта 2018 г.
Судья Курганского областного суда Пшеничников Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 5 февраля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.28.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 5 февраля 2018 г. (резолютивная часть оглашена 2 февраля 2018г.) ФИО1, являющаяся старшим делопроизводителем отдела лесопользования управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе в Курганский областной суд ФИО1 просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, полагая, что ответственность за несвоевременное предоставление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее – ЛесЕГАИС) должен нести руководитель, имеющий право электронной подписи.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещалась надлежаще, о причинах неявки суд не уведомила. Ранее в судебном заседании заявитель и ее защитник Исакаев Г.Г., допущенный к участию в деле по устному ходатайству лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы жалобы поддержали, настаивая, что возложенные должностной инструкцией обязанности по размещению информации в ЛесЕГАИС ФИО1 были выполнены надлежаще и в установленный законом срок – 10 апреля 2017г., подписать информацию в базе электронной цифровой подписью без разрешения непосредственного руководителя, полученного лишь 12 мая 2017г., ФИО1 не могла.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, наставая на законности привлечения ФИО1 к административной ответственности.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 12 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также ЛК РФ) органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со ст. 81 - 84 указанного Кодекса на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) в срок не более чем три рабочих дня со дня подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли-продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в п. 1 - 4 ч. 9 данной статьи; приема лесной декларации, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в п. 5 и 6 ч. 9 этой статьи.
В силу п. 5 Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1301 (далее – Правила), информация, представляемая в систему учета древесины, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного представить указанную информацию.
За непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что 10 апреля 2017г. ООО «<...>» представило в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области отчет об использовании лесов за март 2017г. по заключенному договору аренды от 3 июля 2012г. № 48-Др.
В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 50.6 ЛК РФ, п. 5 Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, указанная в отчете ООО «<...>» информация, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, подлежала размещению в ЛесЕГАИС в течение 3 рабочих дней, то есть не позднее 13 апреля 2017г.
10 апреля 2017г. информация по представленному ООО «<...>» отчету старшим делопроизводителем отдела лесопользования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 внесена (введена) в ЛесЕГАИС.
12 мая 2017г. указанная информация была подписана усиленной квалифицированной электронной подписью начальника отдела лесопользования Департамента Л.-М. И.А.
Признавая старшего делопроизводителя отдела лесопользования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 виновной в нарушении срока представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, судья городского суда исходил из содержания возложенных на ФИО1 должностных обязанностей и доказанности факта использования ФИО1 данных своей учетной записи для работы в ЛесЕГАИС (логин <...>).
Нахожу вынесенное в отношении ФИО1 постановление от 5 февраля 2018г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 31 декабря 2014 г. № 1143-р «Об утверждении перечня лиц, ответственных за своевременное представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС)» функции по представлению информации в ЕГАИС возложены на отдел лесопользования управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
Согласно представленному по запросу суда должностному регламенту государственного гражданского служащего, замещающего государственную должность государственной гражданской службы Курганской области – начальника отдела лесопользования управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, в должностные обязанности начальника отдела лесопользования, в числе прочих, входит организация эксплуатации и внесения в установленные сроки документированной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (пп. 19 п. 9 должностного регламента начальника отдела).
ФИО3 занимает должность старшего делопроизводителя отдела лесопользования управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области с 19 января 2016 г.
Согласно должностной инструкции старшего делопроизводителя отдела лесопользования управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в его должностные обязанности, в числе прочих, входит эксплуатация и внесение в установленные сроки документированной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему (п. 11 должностной инструкции).
Из распоряжения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 5 февраля 2016 г. 41-р «О внесении изменения в распоряжение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 31 декабря 2014 г. № 1143-р» следует, что в перечень лиц, ответственных за своевременное предоставление информации в ЕГАИС, входят: начальник отдела лесопользования - ФИО4 и соответствующие работники Департамента, ответственные за работу с различными формами предоставляемой информации в зависимости от видов лесопользования: ФИО5, Л.Н.П., Д.И.В., Ж.Т.Г.
На каждого из указанных работников Департамента оформлены учетные записи для работы в ЕГАИС; для авторизации на портале ЛесЕГАИС по адресу http://www.lesegais.ru/portal/ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет каждому из указанных работников Департамента присвоен соответствующий логин (у Л.-М. И.А. - <...>, у ФИО1 - <...>).
При этом, правом подписания документов усиленной квалифицированной электронной подписью обладало только одно должностное лицо – начальник отдела лесопользования Департамента Л.-М. И.А., на которую указанная электронная подпись была оформлена в порядке, установленном Федеральным законом от 06 апреля 2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Иные работники отдела, включенные в перечень лиц, ответственных за своевременное предоставление информации в ЕГАИС, правом подписания документов с использованием электронной цифровой подписи Департаментом не наделялись и на дату наступления события административного правонарушения таким правом ввиду отсутствия оформленной на их имя электронной подписи как таковой, не обладали.
Из содержания положений федерального законодательства – ч. 8 ст. 56 ЛК РФ, п. 5 Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1301 следует, что подлежащая внесению в государственную информационную систему в электронном виде информация считается представленной в ЛесЕГАИС с момента ее подписания усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ, являются должностные лица соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со своей компетенцией, определенной представителем нанимателя, на осуществление организационно-распорядительных функций по внесению в ЛесЕГАИС предусмотренной законом информации, представляемой посредством подписания электронного документа усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью.
Иные должностные лица, осуществляющие свои полномочия в области формирования учетной информации о древесине и сделках с ней без права подписания подлежащих представлению в ЕГАИС документов, субъектами ответственности по ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ не являются.
При изложенных обстоятельствах, поскольку ФИО1 не является должностным лицом, обладающим правом подписания электронных документов электронной подписью ввиду отсутствия у нее таковой, последняя не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ.
Действия ФИО1, выразившиеся в фактическом использовании 12 мая 2017г. с помощью данных своей учетной записи для работы в ЕГАИС чужой электронной подписи, оформленной на начальника отдела Л.-М. И.А., принятые административным органом и судьей городского суда в качестве доказательства причастности ФИО1 к совершению вмененного ей правонарушения, на самом деле не означают, что ФИО1 такими действиями самостоятельно приобрела признаки субъекта административной ответственности по ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ.
Формальное отражение выполнения должностным лицом государственного органа возложенных на него организационно-распорядительных функций в документе предполагает подписание такого документа должностным лицом личной (рукописной - для документа на бумажном носителе) либо электронной подписью (для электронного документа), которая является неотъемлемой частью документа.
В рассматриваемой сфере отношений законом установлено требование представления в ЕГАИС информации в электронном виде в виде электронного документа, подписанного электронной подписью должностного лица.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, регулируются Федеральным законом от 06 апреля 2011г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Данный федеральный закон и принятые в его развитие подзаконные акты, которыми регулируются порядок использования электронной подписи, исходят из необходимости соблюдения лицами, использующих электронную подпись, обязанности обеспечения конфиденциальности ключей и сертификатов ключей проверки электронной подписи, имея ввиду, что, по общему правилу, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, вся полнота юридической ответственности, связанная с подписанием электронного документа электронной подписью, лежит на лице, являющимся владельцем электронной подписи и сертификата (квалифицированного сертификата) ключа проверки электронной подписи.
Фактическое использование чужой электронной подписи другими должностными лицами государственного органа при предоставлении им такой возможности представителем наймодателя и (или) непосредственным владельцем подписи (ключа проверки электронной подписи) вне зависимости от уважительности причин такой передачи (личные мотивы, указания вышестоящего руководства, удобство пользования, отсутствие необходимого количества оформленных электронных подписей и сертификатов ключей проверки по числу сотрудников) не снимает юридической ответственности с должностного лица, электронной подписью которого подписан электронный документ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса при отсутствии состава административного правонарушения начатое по делу об административном правонарушении производство подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 5 февраля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ, в отношении старшего делопроизводителя отдела лесопользования управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле либо по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья Д.В.Пшеничников