ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-387/2016 от 21.11.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Лукша Е.Н. дело № 71-387/2016

Р Е Ш Е Н И Е

21 ноября 2016 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника З.Э.А.С.В.В. на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июня 2016 года по делу о привлечении З.Э.А. к административной ответственности, предусмотренной статьёй 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

02 марта 2016 года уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Сахалинской таможни А.О.В. в отношении З.Э.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который с материалами дела направлен для рассмотрения в суд.

Постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июня 2016 года З.Э.А. привлечен к административной ответственности по статье 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде конфискации предметов административного правонарушения - *** долларов США, ***** рублей и *** турецких лир, что в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на 07 декабря 2015 года составило ***** рубля.

На постановление судьи защитником З.Э.А.С.В.В. принесена жалоба, в которой он просит об его отмене. В обоснование жалобы ее автор указывает на то, что должностными лицами таможенного органа в нарушение требований статьи 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 311 З.Э.А. не обеспечена возможность ознакомиться с информацией, необходимой для таможенного декларирования товаров для личного пользования и их представления таможенному органу для выпуска, и ему не разъяснены требования законодательства по совершению таможенных операций. Кроме того, защитник настаивает на том, что З.Э.А. предъявил таможенному органу вывозимую валюту до фактического прохождения таможенного контроля. Считает, что не доказана вина З.Э.А. в совершении вмененного ему административного правонарушения и не учтены обстоятельства, смягчающие его ответственность.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника З.Э.А.С.В.В., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, объяснения представителя Сахалинской таможни З.В.С. по обстоятельствам дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

Согласно примечанию к указанной норме для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному декларированию в письменной форме подлежит валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05 июля 2010 года № 51, при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения установлены Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 287.

Как следует из материалов дела, 07 декабря 2015 года в 13 часов 40 минут в зоне таможенного контроля зала вылета международного сектора аэропорта города Южно-Сахалинска при таможенном досмотре багажа гражданина ***З.Э.А. были обнаружены денежные средства в размере, превышающем 10000 долларов США (купюры в размере ***** (<данные изъяты>) долларов США, ***** (<данные изъяты>) рублей и *** (<данные изъяты>) турецких лир), не заявленные им в пассажирской таможенной декларации.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом изъятия перечисленных денежных средств от 07 декабря 2015 года с фототаблицей соответствующих купюр, актом таможенного досмотра денежных средств, перемещаемых через границу, от этой же даты с фототаблицей, объяснением З.Э.А., в которых он не оспаривал недекларирование денежных средств в соответствующей сумме, актом приема-передачи перечисленных денежных средств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств от 08 декабря 2015 года.

Согласно справке-расчету стоимость *** долларов США, ***** рублей и *** турецких лир, являющихся предметом административного правонарушения, по курсу Центрального банка Российской Федерации на 07 декабря 2016 года составила 52412, 952 рубля.

В связи с установленным по делу фактом недекларирования З.Э.А. наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих письменному декларированию, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание З.Э.А. в виде конфискации денежных средств, являющихся предметом административного правонарушения, определено в пределах санкции вмененной ему нормы и с учетом обстоятельств дела, личности лица, привлеченного к ответственности.

Указание в жалобе защитника на то, что должностными лицами таможенного органа З.Э.А. не обеспечена возможность ознакомиться с информацией, необходимой для таможенного декларирования товаров для личного пользования и их представления таможенному органу для выпуска, и ему не разъяснены требования законодательства по совершению таможенных операций, является несостоятельным.

В соответствии со статьей 2 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 311, в местах совершения таможенных операций таможенным органом государства - члена Союза (далее - таможенный орган) должна быть обеспечена возможность ознакомления физических лиц с информацией, необходимой для таможенного декларирования товаров для личного пользования (далее - товаров) и их представления таможенному органу для выпуска.

Такая информация должна содержать основные положения международных договоров и актов, составляющих право Союза, определяющие порядок и условия перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Союза (далее - таможенная граница), включая таможенное декларирование товаров, а также предупреждение об ответственности за нарушение положений международных договоров и актов, составляющих право Союза.

Информация может находиться на стендах, щитах, табло и (или) других устройствах с информационными материалами, в буклетах и (или) иных информационных материалах, изложенных на государственном языке государства - члена Союза, русском и английском языках, а также на любом другом языке, использование которого будет признано таможенным органом целесообразным в месте совершения таможенных операций.

Для заполнения пассажирской таможенной декларации (далее - декларация) должны быть оборудованы места с достаточным количеством чистых бланков декларации, а также образцов ее заполнения на государственном языке государства - члена Союза, русском и английском языках, а также на любом другом языке, использование которого будет признано таможенным органом целесообразным в месте совершения таможенных операций.

Для разъяснения физическим лицам требований международных договоров и актов, составляющих право Союза, по совершению таможенных операций в месте совершения таких операций должны находиться должностные лица таможенного органа, обладающие опытом практической работы.

При рассмотрении дела по настоящей жалобе было установлено, что требования вышеназванной инструкции в зале оформления пассажиров международного сектора аэропорта Южно-Сахалинска соблюдены. Вся необходимая информация для ознакомления физических лиц с требованиями, предъявляемыми для таможенного декларирования товаров для личного пользования и их представления таможенному органу для выпуска, имеется на стендах и оборудованных для заполнения пассажирской таможенной декларации местах, для разъяснения физическим лицам таможенного законодательства в месте совершения таможенных операций находятся должностные лица таможенного органа, что З.Э.А. при производстве по делу по существу не оспаривалось.

Однако за разъяснением законодательства З.Э.А. к сотрудникам таможни не обращался.

Утверждение защитника о том, что З.Э.А. предъявил таможенному органу вывозимую валюту до фактического прохождения таможенного контроля, опровергается материалами дела.

Из пояснений З.Э.А. следует, что денежные средства в сумме выше 10000 долларов США у него были обнаружены непосредственно при прохождении таможенного контроля.

Согласно пояснениям главного государственного таможенного инспектора Б.М.А. от 15 декабря 2016 года, который входил в состав дежурной смены ОСТП Южно-Сахалинского таможенного поста, осуществляющей таможенный контроль пассажиров и сопровождаемого багажа, убывающих в ХХХХХ, 07 декабря 2015 года в 13 часов 40 минут в зал оформления пассажиров международного сектора аэропорта Южно-Сахалинска вошел гражданин ***З.Э.А. О том, что у него имеются товары, подлежащие обязательному таможенному декларированию, он не заявлял, пассажирскую таможенную декларацию не подавал. Весь сопровождаемый груз З.Э.А. был поставлен на ленту рентген-аппарата «Фискан». После осмотра багажа был произведен устный опрос, в ходе которого З.Э.А. заявил, что перемещает в своем сопровождаемом багаже наличные денежные средства в количестве 10000 долларов США. Указанная сумма находилась в принадлежащем гражданину З.Э.А. рюкзаке и была предъявлена таможенному органу. На вопрос о том, имеются ли у З.Э.А. кроме представленной валюты иные денежные средства, он извлек из внутреннего кармана одетой на нем куртки некоторое количество купюр иностранной и российской валюты. Общая сумма перемещаемой валюты составила ***** долларов США, ***** рублей российской Федерации и *** турецких лир.

Ссылка в жалобе на то, что при производстве по делу не была опрошена свидетель М.Н.Б., которая сопровождала З.Э.А. при прохождении процедуры таможенного контроля, также не соответствует материалам дела, в котором ее пояснения имеются, однако об обстоятельствах правонарушения никакой информации она не сообщила.

При таких обстоятельствах, учитывая, что нормы материального права применены судьей правильно, существенных процессуальных нарушений не допущено, оснований для отмены постановления судьи по данному делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 22 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника З.Э.А.С.В.В. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова