Судья Рожкова И.П.
Дело № 71-404/2023
УИД 59RS0004-01-2023-003399-64
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 31 августа 2023 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием ФИО1, защитников Гореева В.В., Конюковой Н.А., представителей Контрольно-счетной палаты Пермского края ФИО2, ФИО3, рассмотрев в судебном заседании жалобы ФИО1, защитника Гореева Владимира Владимировича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 24июля 2023 г. министр культуры Пермского края ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобах, дополнениях к жалобе, поданных в краевой суд, ФИО1, защитник Гореев В.В. просят постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ссылаются на незаконность вынесенного постановления, неправильные выводы судьи районного суда, нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагают, что нарушение сроков перечисления субсидии не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании в краевом суде ФИО1, защитники Гореев В.В., Конюкова Н.А. на удовлетворении жалоб настаивали.
Представители Контрольно-счетной палаты Пермского края ФИО2, ФИО4 в судебном заседании в краевом суде возражали против удовлетворения жалоб.
Защитник Куранов В.Г., извещенный надлежащим образом, участие в судебном заседании в краевом суде не принимал.
Изучив доводы жалоб, дополнений к жалобе, дополнительные материалы, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Пермского края в соответствии с Законом Пермского края от 12 сентября 2011 г. № 808-ПК «О Контрольно-счетной палате Пермского края», пунктом 1.9 плана работы Контрольно-счетной палаты Пермского края на 2022 год и решениями о проведении контрольного мероприятия от 15 сентября 2022 г. № 96, от 28 октября 2022 г. № 107, от 07 ноября 2022 г. № 111 в период с 15 сентября 2022 г. по 23 декабря 2022 г. в Министерстве культуры Пермского края проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств, направленных на содержание и развитие социокультурного пространства «Завод Шпагина» в рамках основного мероприятия «Прочие вопросы в области культуры» государственной программы Пермского края «Пермский край - территория культуры».
По результатам проверки составлен акт от 13 декабря 2022 г., согласно которому установлено нарушение Министерством культуры Пермского края требований пункта 4.1.11.1 Соглашения от 17 марта 2022 г. № 4, выразившееся в несоблюдении срока перечисления средств субсидии на 21 рабочий день.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра культуры Пермского края ФИО1, которым ФИО1 вменялось нарушение пунктов 2.3, 3.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24 декабря 2019 г. № 967-п, пунктов 3.2, 4.1.11.1 Соглашения от 17 марта 2022 г. № 4 выразившееся в том, что Министерство перечислило субсидию в сумме 7000000 рублей 22 июня 2022 г., то есть с нарушением установленного Соглашением срока – до 20 мая 2022 г. Датой совершения административного правонарушения установлено 21 мая 2022 г., то есть дата, следующая за последним днем периода, в течение которого субсидия подлежала перечислению.
Привлекая ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения.
Вместе с тем с выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности), в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В связи с отсутствием решения о бюджете, предусмотренного абзацем первым пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Пермского края от 24 декабря 2019 г. №967-п утвержден Порядок определения объема и предоставления из бюджета Пермского края гранта в форме субсидии для реализации мероприятий, направленных на развитие социокультурного пространства «Завод Шпагина», автономной некоммерческой организации «Агентство новых технологий» (далее – Порядок № 967-п).
Настоящий Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления из бюджета Пермского края гранта в форме субсидии для реализации мероприятий, направленных на развитие социокультурного пространства «Завод Шпагина», автономной некоммерческой организации «Агентство новых технологий» (далее соответственно - субсидия, получатель субсидии), а также порядок возврата субсидии, отчетность и контроль (мониторинг) за ее использованием (пункт 1.1 Порядка № 967-п).
Согласно пункту 1.4 Порядка № 967-п главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, является Министерство культуры Пермского края.
Пунктом 2.3 Порядка № 967-п предусмотрено, что Субсидия предоставляется в соответствии с заключенным Соглашением и носит целевой характер.
Пунктом 3.6 Порядка № 967-п (в редакции на дату совершения административного правонарушения) определено, что перечисление субсидии осуществляется Министерством на расчетный счет получателя субсидии, открытый в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, ежеквартально, до 20 числа первого месяца квартала, в размерах, определенных Соглашением.
Как следует из материалов дела, 17 марта 2022 г. между Министерством культуры Пермского края, которому доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление гранта в форме субсидии в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в лице исполняющего обязанности министра культуры Пермского края ФИО1, и автономной некоммерческой организацией «Агентство новых технологий» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком № 967-п заключено Соглашение (договор) № 4 о предоставлении из бюджета Пермского края грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2 Соглашения № 4 от 17 марта 2022 г. перечисление гранта осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1.11.1 Соглашения № 4 от 17 марта 2022 г. Министерство обязуется перечислять грант в 2022 году в следующем размере: до 31 марта 2022 г. 7520000 рублей; до 20 мая 2022 г. в размере 7000 000 рублей; до 20 июля 2022 г. 6643300 рублей; до 20 октября 2022 г. 5499960 рублей 67 копеек.
20 июня 2022 г. Министерством культуры Пермского края и автономной некоммерческой организацией «Агентство новых технологий» заключено дополнительное соглашение № 4-2, в соответствии с которым абзац 3 пункта 4.1.11.1 Соглашения изложен в следующей редакции: «до 30 июня 2022 года 7 000 000 рублей 00 копеек».
Средства в сумме 7 000000 рублей перечислены Агентству 22июня 2022 г. (платежное поручение от 22 июня 2022 г. **).
Признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из того, что Министерство перечислило Агентству субсидию в сумме 7 000000 рублей с нарушением установленного Соглашением срока – до 20 мая 2022 г., что не соответствует положениям пунктов 2.3, 3.6 Порядка № 967-п, пунктов 3.2, 4.1.11.1 Соглашения № 4 от 17 марта 2022 г.
Между тем, судьей районного суда оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой действие или бездействие, которое заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.
В данном случае условия и порядок предоставления из бюджета Пермского края гранта в форме субсидии для реализации мероприятий, направленных на развитие социокультурного пространства «Завод Шпагина», автономной некоммерческой организации «Агентство новых технологий» определены Порядком № 967-п и являются обязательными для сторон, заключающих соглашение. Соглашение о предоставлении указанной субсидии заключается в соответствии с Порядком № 967-п.
На момент заключения Соглашения № 4 от 17 марта 2022 г. и на дату совершения вменяемого ФИО1 административного правонарушения пунктом 3.6 Порядка № 967-п были установлены конкретные сроки перечисления субсидии – ежеквартально, до 20 числа первого месяца квартала.
Учитывая, что Соглашение № 4 между Министерством культуры Пермского края и Агентством заключено 17 марта 2022 г., у Министерства культуры Пермского края отсутствовала возможность перечислить субсидию до 20 числа первого месяца I квартала (до 20 января 2022 г.). Перечисление субсидии за II квартал 2022 г. произведено Министерством культуры Пермского края 31 марта 2022 г. (до 20 апреля 2022 г.). Соответственно следующее перечисление субсидии надлежало произвести до 20 июля 2022 г.
В связи с изложенным действия министра культуры Пермского края по перечислению субсидии автономной некоммерческой организации «Агентство новых технологий» соответствуют условиям предоставления субсидии в той части, в которой административным органом вменено нарушение и требованиям пункта 3.6 Порядка № 967-п.
При этом перечисление субсидии с нарушением срока, установленного Соглашением № 4 (20 мая 2022 г.), вмененное ФИО1 в протоколе об административном правонарушении и постановлении, с учетом положений Порядка № 967-п не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данное условие не соответствует пункту 3.6 Порядка № 967-п.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором формулируется сущность предъявляемого лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обвинения в нарушении обязательных норм и требований, формируется объем вмененных нарушений на основе собранных по делу доказательств.
С учетом того, что протоколом об административном правонарушении от 22 июня 2023 г. ФИО1 вменено нарушение срока перечисления субсидии – 20 мая 2022 г., указанного в пункте 4.1.11.1 Соглашения № 4 от 17 марта 2022 г., который в этой части не соответствует Порядку № 967-п, а иные нарушения условий предоставления субсидии ФИО1 не вменялись, что свидетельствует об отсутствии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание изложенное, принятое по делу постановление законным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2023 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2023 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Судья - (подпись)