ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-432/2023 от 14.09.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59RS0003-01-2023-001837-50

Судья Сирина Е.Г.

Дело № 71-432/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев 14 сентября 2023 г. в г. Перми в судебном заседании жалобу офицера группы контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов отдела контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов управления боевой службы по охране важных государственных объектов Главного управления охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 24 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении начальника отдела режима Федерального казенного предприятия "Пермский пороховой завод" Головкова Виктора Владимировича,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Кировского районного суда г. Перми от 24 июля 2023 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела режима Федерального казенного предприятия "Пермский пороховой завод" (далее по тексту - ФКП "Пермский пороховой завод") Головкова В.В. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Офицер группы контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов отдела контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов управления боевой службы по охране важных государственных объектов Главного управления охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Ч. обратился в Пермский краевой суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления судьи районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение, указав о незаконности принятого судьей постановления и необоснованном прекращении производства по делу.

В судебном заседании в краевом суде заявитель жалобы Ч., извещенный надлежащим образом, участие не принимал.

Головков В.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился.

Изучив доводы жалобы, заслушав Головкова В.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

На основании статьи 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, руководителями указанных объектов, руководителями и должностными лицами организаций, важные государственные объекты и (или) специальные грузы, сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Главного управления охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации 26 мая 2023 г. в отношении Головкова В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому, являясь начальником отдела режима ФКП "Пермский пороховой завод", то есть должностным лицом, участвующим в определении эффективности оборудования инженерно-техническими средствами охраны предприятия, отнесенного распоряжением Правительства Российской Федерации № 173-рс от 2 февраля 2017 г. к важным государственным объектам, подлежащим охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, совершил нарушения пунктов 2, 14, 22, 30, 37, 56, 63-65, 74, 86 Требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 646дсп от 27 мая 2017 г. (далее по тексту - Требования к оборудованию ИТСО), обнаруженные в период с 22 по 26 мая 2023 г. при проведении плановой проверки выполнения требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, на важном государственном объекте - ФКП "Пермский пороховой завод", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Гальперина, 11, что отражено в акте проверки от 25 мая 2023 г.

Судья районного суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения исходил из допущенных должностным лицом административного органа существенных процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, установленных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку событие административного правонарушения, вмененного Головкову В.В., в протоколе должным образом не описано, при описании события административного правонарушения должностное лицо административного органа фактически ограничилось указанием на пункты Требований к оборудованию ИТСО, а также пункты акта проверки, содержание которого не раскрыто со ссылкой на приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № 077 от 12 октября 2021 г., утвердившего Перечень сведений, подлежащих засекречиванию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Судья краевого суда не находит оснований не согласиться с выводами судьи районного суда.

В настоящей жалобе должностное лицо, оспаривая судебные акты, указывает на соблюдение порядка привлечения Головкова В.В. к административной ответственности, наличие достаточных доказательств для установления вины привлекаемого лица в совершении вмененного административного правонарушения.

Вместе с тем, указанные доводы не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных решений.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях. В этих целях административный орган и должностные лица должны соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

В нарушение указанных положений, событие административного правонарушения должным образом в протоколе об административном правонарушении не описано, ввиду чего невозможно установить обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит указание на нарушение должностным лицом Требований к оборудованию ИТСО, при этом сведений о том, в чем конкретно выражены нарушения указанных Требований, не содержится, то есть объективная сторона административного правонарушения не описана, что является существенным нарушением процессуальных требований.

Доводы жалобы о том, что Головков В.В. был включен в перечень должностных лиц, участвовавших в проверке, принимал в ней участие и был ознакомлен с ее результатами, врио директора ФКП "Пермский пороховой завод" также был ознакомлен с результатами проверки, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении разъяснялись права и он давал пояснения по существу вменяемого административного правонарушения, не свидетельствуют об отсутствии существенных нарушений при описании события административного правонарушения в протоколе и не являются основанием для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда.

Приведенные заявителем в жалобе доводы не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения судья районного суда.

Согласно частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 90 календарных дней.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении начальника отдела режима ФКП "Пермский пороховой завод" Головкова В.В. дела об административном правонарушении, имели место 25 мая 2023 г.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истёк 22 августа 2023 г.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Кроме того, в силу части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при пересмотре постановления не допускается изменение постановления по делу об административном правонарушении, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

На момент рассмотрения судьёй краевого суда жалобы должностного лица на постановление судьи районного суда от 24 июля 2023 г. срок давности привлечения к административной ответственности по статье 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истёк.

Следовательно, возможность правовой оценки действий начальника отдела режима ФКП "Пермский пороховой завод" Головкова В.В. на предмет наличия состава административного правонарушения и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности в настоящее время утрачена.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием к отмене постановления судьи по жалобе должностного лица административного органа может послужить только существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

При таком положении и с учётом невозможности в силу части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, правовые основания для отмены постановления судьи районного суда отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 24 июля 2023 г. оставить без изменения, жалобу офицера группы контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов отдела контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов управления боевой службы по охране важных государственных объектов Главного управления охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Ч. – без удовлетворения.

Судья: подпись.