Судья Кадушкин Н.Н. Дело № 71-483/2016
Решение
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2016 года жалобу ФИО1 на постановление судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 03 июля 2016 года, которым ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи глава Администрации Качканарского городского округа ФИО1 признан виновным в невыполнении законного требования заместителя прокурора г. Качканара, вытекающего из его полномочий, установленных ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, полагая требование заместителя прокурора незаконным и не подлежащим исполнению, так как требование не содержало конкретной цели запроса персональных данных, оператором которых является Администрация Качканарского городского округа.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника ФИО1 - Вепревой О.Д., поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в связи с осуществлением прокурорского надзора вправе проводить обработку персональных данных.
Аналогичные положения содержатся в п. 7.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», установлено, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных; обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки, содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Порядок обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, определен Инструкции, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 22 ноября 2013 года №506 «Об утверждении и введении в действие о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора», согласно пункту 2.4 которой, предписано проведение обработки персональных данных на законной и справедливой основе и ограничено достижением конкретных, заранее определенных и законных целей; не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
По смыслу указанных выше норм следует, что для обработки персональных данных прокурором должна быть четко сформулирована цель их запроса, что сделано не было.
Так из материалов дела усматривается, что 18 мая 2016 года заместителем прокурора города Качканара С. в адрес главы Администрации Качканарского городского округа ФИО1 направлено требование (л.д.10) о предоставлении в срок до 24 мая 2016 года списка муниципальных служащих, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, а также их супругов и несовершеннолетних детей с указанием ФИО, должности, даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем и когда он выдан, которое получено 18 мая 2016 года.
23 мая 2016 года начальником отдела по правовой работе и муниципальной службе Администрации Качканарского городского округа Вепревой О.Д., на которую возложены обязанности по соблюдению закона по охране персональных данных муниципальных служащих и членов их семей в адрес прокурора направлено письмо с просьбой уточнения конкретной цели запроса, содержащее ссылку на обнародование сведений о доходах всех муниципальных служащих на сайте администрации Качканарского городского округа, и предоставление перечня должностей муниципальных служащих, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах своих и членов семьи прокурору ранее.
Поскольку Администрация Качканарского городского округа, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О персональных данных», являясь оператором, получившим доступ к персональным данным, обязана не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, с учетом того, что в требовании прокурора не раскрыта конкретная цель запроса, его нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах у главы администрации не было обязанности его исполнения, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Данное обстоятельство судьей не было учтено, в связи с чем вынесенное постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Качканарского городского суда Свердловской области от 03 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Н.В. Краснова