Судья Панова Н.А.
Дело № 71-488/2023
УИД 59RS0009-01-2023-000341-49
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 16 ноября 2023 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу защитника У. – Ф. на постановление судьи Александровского городского суда Пермского края от 08 сентября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении У.,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Александровского городского суда Пермского края от 08 сентября 2023 г. У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Ф. просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что признание У. иностранным агентом и включение его в реестр иностранных агентов Министерством юстиции Российской Федерации является незаконным, необоснованно ограничивающим конституционные права У. Применение к У. законодательства об иностранных агентах нарушает принцип равенства, право на свободу выражения мнения, ограничивает его возможность заниматься общественной и политической деятельностью.
В судебном заседании в краевом суде У., защитник Ф., извещенные надлежащим образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
Частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно статье 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее - Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ) установлено, что под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 указанного Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ установлено, что материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22ноября 2022 г. № 2108 утверждены Правила размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требования к их размещению (далее - Правила № 2108), а также Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Согласно пункту 2 Правил № 2108 материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. № 2108 «Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее - текстовое указание).
Как усматривается из материалов дела, У., являющийся иностранным агентом, включенным в реестр иностранных агентов (номер в реестре **), осуществляющий деятельность, установленную статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ, 30 января 2023 г. в 13 часов 34 минуты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в телеграмм-канале (***) распространил материал (***) без указания на то, что этот материал (информация) распространен иностранным агентом либо касается деятельности такого агента, чем нарушил часть 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ.
Факт совершения У. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его вина, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 июня 2023 г. №** (л.д. 22-26); распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 32р от 13 января 2023 г. о включении У. в реестр иностранных агентов (л.д. 76); реестром иностранных агентов, в который У. включен под номером ** (л.д. 35); актом изготовления скриншота от 02 марта 2023 г. с интернет страницы телеграмм-канала ***, согласно которому телеграмм-канал *** создан 18 марта 2020 г. для распространения материалов У. (л.д. 6-7); приложенными к акту скриншотами телеграмм-канала ***, опубликованными 30 января 2023 г. в 13 часов 34 минуты (л.д. 9-10); решением Александровского городского суда Пермского края от 20 апреля 2023 г., вступившим в законную силу 22 августа 2023 г., которым У. в удовлетворении административных требований о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 13 января 2023 г. о признании У. иностранным агентом и включении У. в реестр иностранных агентов отказано, иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о виновности У. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Представленные в материалы дела доказательства получены с соблюдением процессуальных требований, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, а потому обоснованно положены в основу вывода судьи о виновности У. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Акт об изготовлении скриншота от 02 марта 2023 г. с приложенными скриншотами составлен сотрудниками отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Пермскому краю в рамках осуществления ими должностных обязанностей, содержит сведения относительно обстоятельств совершения У. вменяемого административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении в отношении У. составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие У., извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом, копия протокола от 27 июня 2023 г. направлена в адрес У.
Процессуальные документы, фиксирующие вменяемое У. правонарушение оформлены сотрудниками Управления Роскомнадзора по Пермскому краю по результатам проведенного анализа публикаций в телеграмм-канале *** по поручению Центрального аппарата Роскомнадзора от 08 февраля 2023 г. в рамках полномочий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. №742 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, в силу статьей 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Оснований не доверять процессуальным документам, составленным сотрудниками Управления Роскомнадзора по Пермскому краю, не имеется, поскольку они содержат необходимые сведения, указывающие как на событие вмененного административного правонарушения, так и на лицо, к нему причастное.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, У. включен в реестр иностранных агентов распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 32р от 13 января 2023 г. в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ, осуществляет виды деятельности входящие в перечень, предусмотренный положениями статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ. Принадлежность аккаунта У. подтверждается содержанием размещенных материалов. Телеграмм-канал *** является информационным ресурсом, используемым для распространения материалов У.
В связи с чем на основании части 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ У. обязан сопровождать материалы, производимые и (или) распространяемые им в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 указанного Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Таким образом, материалами дела объективно подтверждается, что У., являясь иностранным агентом, распространив материал от 30 января 2023 г. в 13 часов 34 минуты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в телеграмм-канале (***) без указания на то, что этот материал (информация) распространен иностранным агентом либо касается деятельности такого агента, нарушил требования части 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ.
Доводы, приведенные защитником в жалобе, сводятся к несогласию заявителя с включением У. Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов и возложением на него в связи с присвоением ему данного статуса обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ.
Между тем рассмотрение вопроса о законности и обоснованности распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении У. в реестр иностранных агентов в предмет рассмотрения настоящего дела не входит.
Доводы о нарушении статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах подлежат отклонению, поскольку право, защищаемое пунктом 2 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), не является абсолютным и может быть подвергнуто определенным ограничениям.
Пунктом 3 статьи 19 указанного Пакта определено, что пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, должны быть установлены законом и налагаются, если они необходимы для защиты прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Действующее законодательство предусматривает обязанности и ограничения, связанные со статусом иностранного агента, в данном случае статьями 9 и 11 Федерального закона от 14 июля 2022 г. №255-ФЗ, и в силу части 3 статьи 9 указанного Федерального закона возлагает на лицо, включенное в реестр иностранных агентов, обязанность сопровождать материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
При рассмотрении жалобы нарушения права на свободу слова не выявлено, поскольку У. привлекается к административной ответственности не за выражение своего мнения, а за нарушение порядка оформления материала (информации), установленного Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ и регламентированного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. № 2108.
Выводы о наличии в действиях У. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи городского суда о доказанности вины У. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Многочисленные доводы жалобы о несогласии с включением У. в реестр иностранных агентов не свидетельствуют о не законности постановления. Данное обстоятельство с учетом подтверждения судебными актами обоснованности его включения в указанный реестр обстоятельством имеющим значение не является.
Несогласие заявителя жалобы с правовой оценкой действий У. и с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей городского суда при вынесении в отношении У. постановления о назначении административного наказания были допущены нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований для переоценки выводов судьи городского суда относительно вины У. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Административное наказание назначено У. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 4 статьи 19.34 указанного Кодекса, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, является справедливым, а также соответствует предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Постановление о привлечении У. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении У. допущено не было.
С учетом изложенного основания для отмены постановления судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Александровского городского суда Пермского края от 08 сентября 2023 г., вынесенное в отношении У. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника Ф. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)