ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ
№71-4/21(71-101/20)
Р Е Ш Е Н И Е
г.Владикавказ 27 января 2021 года
Судья Верховного Суда РСО-Алания Гатеев С.Г., рассмотрев жалобу Северо-Осетинской таможни на постановление судьи Советского районного суда г. Владикавказ от 05 октября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «СПАЙКА»,
у с т а н о в и л:
начальником отделения административных расследований таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни ...6... в отношении ООО «СПАЙКА» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ. Дело передано в районный суд.
Постановлением судьи Советского районного суда г. Владикавказ от 05 октября 2020 года ООО «СПАЙКА» освобождено от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, начальник отделения административных расследований таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни ...6 просит отменить состоявшиеся по делу постановление судьи районного суда, считая его незаконным и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель Северо-Осетинской таможни ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ООО «СПАЙКА» в судебное заседание не явился о времени месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.16.3 КоАП несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Судом установлено, ... в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларе Северо-Осети некой таможни на выезд с таможенной территории ЕАЭС прибыл товар «сладкосливочное масло», классифицируемый в товарной позиции ..., уложенный на 21 паллете, в 840 картонных коробках, весом брутто - 21945 кг, перемещаемый в транспортном средстве марки ...10, ... года выпуска, идентификационный номер (VIN) - ..., с государственными регистрационными знаками Республики Армения ..., с полуприцепом марки «... года выпуска, с государственными регистрационными знаками Республики Армения ..., под управлением гражданина Республики Армения ...2 - водителя ООО «СПАЙКА».
Товар следовал транзитом через таможенную территорию ЕАЭС из Польши в Армению по ТД ... (открыт ...1 Каменный Лог Республики Беларусь), CMR № Б/Н от ..., инвойс ... от ... и прибыл на ТП МАПП Верхний Ларе Северо-Осети некой таможни с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Перевозчиком указанного товара, согласно книжке CMR № Б/Н от ... гожа является ООО «СПАЙКА», ..., ИНН ....
Согласно CMR № Б/Н от ... товар «сладкосливочное масло», классифицируемый в товарной позиции ... ТН ВЭД ЕАЭС перемещался от отправителя ..., зарегистрированного по адресу ..., в адрес получателя ..., зарегистрированного по адресу: ....
Исходя из сертификата происхождения №... от ... страной происхождения товара: «сладкосливочное
масло», 840 картонных коробках, весом брутто - 21000 кг, является
....
В соответствии с актом таможенного досмотра
... от ..., было установлено
наличие заявленного в товаросопроводительных документах товара,
страной происхождения которого, согласно маркировке на упаковке,
является Польша.
Товар «сливочное масло», классифицируемый в товарной
позиции 0405 ТН ВЭД ЕАЭС поименован в Перечне
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной
происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки,
страны Европейского Союза, Канада, Австралия, Королевство
Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика
Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г.
запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденном
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 "О мерах по
реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа
2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от
30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г.
№ 293" (далее - Постановление).
Согласно п. 1.1. Указа Президента России от 6 августа 2014 г. №
560 «О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ВВОЗ на территорию Российской Федерации отдельных видов
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,
отраженных в пункте 1 этого Указа, разрешается при осуществлении
транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных
международных железнодорожных перевозок через территорию
Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком
осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных
перевозок, установленным Правительством Российской Федерации,
при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием
системы контроля, предусматривающей применение средств
идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии
глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также
при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных нарушения водителями транспортных средств при осуществлении -аких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.
В отношении указанного транспортного средства проведен таможенный осмотр, в результате которого установлено, что электронная навигационная пломба на грузовом отсеке отсутствовала, а наложенные таможней отправления средства идентификации (пломбы) не нарушены.
Таким образом, условие обеспечения прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, в рассматриваемом случае соблюдено не было.
В ходе применения формы таможенного контроля в виде получение объяснений водитель транспортного средства пояснил, что не знал о Правилах осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных и железнодорожных перевозок, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 г. № 1877 (далее - Правила), а пересечение российско- белорусской границы было произведено им по федеральной автомобильной дороге М1 «Беларусь». После пересечения границы в деревне ФИО2 сотрудник таможни, стоявший на дороге, направил его на таможенный пост, расположенный у автомобильной дороги куда он и проследовал. На таможенном посту проверили пломбы, проверили документы и позволили ехать дальше. Сотрудников транспортной инспекции он не видел. О необходимости применения навигационных пломб сотрудники таможенного поста ему не сообщали.
Транспортное средство с товаром беспрепятственно проехало через контрольный пункт транспортной инспекции «Красное» (456 км автомобильной дороги М-1 "Беларусь"), являющийся пунктом наложения (снятия) электронных навигационных пломб.
В соответствии с пп. «б» п.6 Правил при осуществлении автомобильных перевозок водитель транспортного средства, въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан проинформировать о необходимости применения электронных навигационных пломб в стационарных и передвижных контрольных пунктах должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Согласно п. 10(1) Положения о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1272 при проведении государственного контроля в контрольных пунктах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации», должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляют выдачу учетного талона водителю транспортного средства, осуществляющему транзитную международную автомобильную перевозку через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разрешается при наличии у водителя этого транспортного средства учетного талона, при въезде транспортного средства на территорию Российской Федерации, а также получение от водителя учетного талона при выезде указанного транспортного средства с территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Порядка при осуществлении автомобильной перевозки автомобильный перевозчик обязан обеспечить передачу оператору пломбирования, сведений, которые содержатся в перечне, публикуемом Министерством транспорта Российской Федерации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем за 2 часа до въезда в автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или стационарный и передвижной контрольный пункт следующей информации об этой автомобильной перевозке для ее последующей передачи в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (далее - единая информационная система):
а) наименование автомобильного перевозчика;
б) тип, государство регистрации и регистрационный знак транспортного средства, прицепа или полуприцепа, с которыми осуществляется автомобильная перевозка;
в) адрес электронной почты и номер телефона водителя транспортного средства;
г) коды перевозимых товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в формате не менее чем 10 знаков;
д) страна происхождения перевозимых товаров;
е) страна отправления перевозимых товаров;
ж) страна назначения перевозимых товаров;
з) планируемая дата въезда на территорию Российской Федерации;
и) планируемая дата выезда с территории Российской Федерации;
к) автомобильный пункт пропуска через государственную границу
Российской Федерации, стационарный и передвижной контрольный пункт при въезде на территорию Российской Федерации;
л) автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарный и передвижной контрольный пункт при выезде с территории Российской Федерации;
м) количество необходимых электронных навигационных пломб.
Согласно п.12 Правил осуществление автомобильной и железнодорожной перевозки без передачи информации в полном объеме в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 10 этих Правил, об автомобильной или железнодорожной перевозке не допускается.
Исходя подп. «к»(1) п. 9 Положения о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 года № 1272, при проведении государственного контроля в пунктах пропуска в отношении транспортных средств, следующих в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, в том числе транзитом через ее территорию без проезда по территории других государств - членов Таможенного союза, должностные лица таможенных органов осуществляют выдачу учетного талона водителю транспортного средства, осуществляющему транзитную международную автомобильную перевозку через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации в случаях, п редусмотрен н ых законодательством Российской Федерации, разрешается при наличии у водителя этого транспортного средства учетного талона, при въезде этого транспортного средства на территорию Российской Федерации, а также получение от водителя учетного талона при выезде указанного транспортного средства с территории Российской Федерации (для пунктов пропуска, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации»).
Из ответа Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта следует, что в соответствий с информацией, полученной из программного комплекса «СКАТ-ТК», используемого инспекторским составом Управления, при проведении транспортного контроля прохождение, и контроль транспортного средства с регистрационным номером 911MV91/911M91 принадлежащее перевозчику Республики Армения «SPYKALLC» в 2020 году, в зоне деятельности Управления, не зарегистрировано.
Информации о необходимости применения электронных Навигационных пломб, предусмотренная п.6 «Правил осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации к в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной проекции, сырья и продовольствия, страной происхождений которых является государство принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившиеся к такому решению, и отдельных, видов товаров, страной, происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применений средств идентификации* (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАС при осуществлении указанных автомобильных и железнодорожных перевозок» (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства Р.Ф от 27.12.2019г. №1877, в адрес должностных лиц Управления от водителя не поступало.
По информации оператора пломбирования, находящегося на стационарном контрольном пункте Управления, СКП-1 (Брянск) - «Красный Камень» (210 км автодороги, А-240), сведения, предусмотренные п. 8 "Правил, в его адрес не поступали.Одновременно Управление проинформировало, что на 456 км автомобильной дороги федерального значения М-1. «Беларусь», вблизи населенного пункта ФИО2, расположен стационарный контрольный пункт Ространснадзора СПВК -1 (Смоленск) - «Красное», который находится в ведении западного МУГДН ЦФО г.Смоленск и входит в перечень контрольных пунктов, утверждённых вышеуказанным Постановлением Правительства РФ и на котором осуществляются мероприятия по наложению (снятию) средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии Глобальной Навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении международных автомобильных перевозок.»
В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как следует из положений пункта 10 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС,
запретами и ограничениями понимается применяемые в
отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу
Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в
одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры
технического регулирования, санитарные, ветиринарно-санитарные и
карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в
том числе меры в отношении продукции военного назначения, и
радиационные требования, установленные в соответствии с
Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Местами перемещения товаров через таможенную границу
Союза, согласно пункту 2 статьи 10 ТК ЕАЭС, являются пункты
пропуска через государственные границы государств-членов либо
иные места, определенные в соответствии с законодательством
государств-членов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона
от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в
Российской Федерации», ввоз товаров в Российскую Федерацию -
фактическое перемещение товаров через Государственную границу
Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов,
установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация
имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с
законодательством Российской Федерации и нормами
международного права, в результате которого товары прибыли из
других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в
единую таможенную территорию Союза (далее - таможенная
территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на
территории искусственных островов, установок и сооружений, в
отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и
юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской
Федерации и нормами международного права, а также все
последующие действия с указанными товарами до их выпуска
таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен
международными договорами и актами в сфере таможенного
регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.
Как следует из п. 1 ст. 7 упомянутого Федерального закона,
товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или)
помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации, в числе прочего, подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.
Пунктом 3 ст. 12 ТК ЕАЭС установлено, что в случае выявления при прибытии товаров на таможенную территорию Союза или убытии товаров с таможенной территории Союза несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза или вывоза товаров с таможенной территории Союза и доводит его до сведения перевозчика, при его отсутствии - лица, имеющего право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза или на момент их вывоза с таможенной территории Союза.
Понятие «Запреты и ограничения» раскрывает пп. 10 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС это - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии со ст. 409 ТК ЕАЭС таможенный перевозчик обязан соблюдать при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС.
Согласно подп.6 п.1 ст. 29 Договора о ЕАЭС от 29.04.2015 года, мерами регулировании, затрагивающими внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если эти ограничения необходимы для обеспечения обороны и безопасности.
Статьей 47 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что стороны могут в одностороннем порядке вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера (далее- временные меры), если они направлены на обеспечение обороны и безопасности.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 №281-ФЗ «О специальных экономических мерах», в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на мещународно - противоправное деяние недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, применяются специальные экономические меры.
Согласно пункту «а» статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности», Президент России принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с нормами приведенных выше федеральных законов в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, Президентом Российской Федерации издан Указ №560 от 06.08.2014 года (далее - Указ №560), пунктом 1 которого органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности надлежит исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно п. 1.1. Указа №560, ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы снтроля, предусматривающей применение средств идентификации пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.
В соответствии с пунюгом 2 Указа №560, на Правительство РФ возложена обязанность определить Перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 Указа (предусмотрев возможность его корректировки с учетом положений подпункта «в» того же пункта 1), и Перечень конкретных действий, необходимых для реализации настоящего Указа.
Во исполнение Указа №560 Правительство Российской Федерации определило ряд мероприятий организационного характера, в том числе возложение контроля за соблюдением введенных ограничительных мер на Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России).
В целях соблюдения упомянутых ограничений начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, приказано обеспечить определение страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в установленном порядке, (подпункт 3 пункт 1 приказа ФТС России от 07.08.2014 №1496 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560»).
Запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн введен приведенным выше Постановлением №778.
Указанный запрет носит публичный характер и адресован неограниченному кругу лиц, в том числе осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию продукции, поименованной в упомянутом
Приложении к Постановлению №778.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от
30.12.2006 №281-ФЗ, Правительство Российской Федерации на
основании решения Президента Российской Федерации
устанавливает Перечень конкретных, действий, на совершение
которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых
вводится обязанность совершения, и иных ограничений. Таким
конкретным действием, на совершение которого вводится запрет,
постановлением №778 определён ввоз санкционных товаров в
Российскую Федерацию. С учётом изложенного субъектами правового
регулирования Указа №560 и Постановления №778 являются лица,
осуществляющие ввоз санкционных товаров на территорию
Российской Федерации, а также соответствующие таможенные
органы, а объектом правового регулирования является ввоз
санкционных товаров на территорию Российской Федерации.
Перевозчик, принимая на себя обязанность по доставке товара в
Республику Армения, зная, что данный товар запрещён к ввозу в РФ
без соблюдения условий указанных в п. 1.1. Указа №560, должен был
соблюсти условия транзита товаров указанных в постановлении
Правительства РФ №778 от 07.08.2014 года, запрещенных к ввозу на
территорию РФ, либо выбрать маршрут, при котором данный товар не
ввозились бы на территорию РФ.
Однако перевозчик товара ООО «СПАЙКА», ввез 28.04.2020 года
на территорию Российской Федерации по автомобильной дороге М1
«Беларусь» через пропускной пункт «ФИО2», товар
подпадающий по действие указа Президента РФ № 560 от 06.08.2014
года по процедуре таможенного транзита без соблюдения условий
указанных в п. 1.1. Указа №560.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных
правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа,
закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации,
согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные
законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо
должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно
установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их
выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима требований закона.
Установлено, что перевозчиком ООО «СПАЙКА» при наличии технической и правовой возможности для принятия мер, направленных на возможность отнесения товара к разрешенному либо запрещенному к ввозу на территорию ЕАЭС, указанные меры приняты не были, что свидетельствует об отсутствии достаточной степени заботливости и осмотрительности в действиях перевозчика ООО «СПАЙКА». ООО «СПАЙКА» имело возможность избежать совершения правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, но не приняло для этого необходимых и достаточных мер.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем отношении перевозчика ООО «СПАЙКА» к соблюдению публичноправовых обязанностей в сфере запретов и ограничений на ввоз продукции на территорию РФ (ЕАЭС), отсутствии со стороны указанной организации той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, возникающих в связи с перемещением товаров и, соответственно, о наличии субъективной стороны административного правонарушения.
Таким образом, районным судом установлено, что лицо, привлеченное в рассматриваемом случае к административной ответственности, не выполнило требование о соблюдении соответствующих ограничений и запретов, тем самым, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.3. КоАП РФ.
Вместе с тем, освобождая ООО «СПАЙКА» обоснованно исходил из положений ст. 2.9 КоАП РФ с указанием на то, что допущенное ООО «СПАЙКА», хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли названного лица, отсутствия каких-либо конкретных негативных последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. …Необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если имеются иные предусмотренные данным Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
При этом, в силу ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вышестоящий суд вправе отменить постановления и о возвратить дело на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные нарушения, судом не установлены.
На основании изложенного выше, постановление судьи Советского районного суда г. Владикавказ от 05 октября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «СПАЙКА», подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление судьи Советского районного суда г. Владикавказ от 05 октября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «СПАЙКА», оставить без изменения.
Жалобу Северо-Осетинской таможни - без удовлетворения.
Судья С.Г. Гатеев