Судья Лукша Е.Н. дело № 71-51/2019
Р Е Ш Е Н И Е
16 мая 2019 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ведущего советника управления государственной охраны объектов культурного наследия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1 на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинский областной краеведческий музей»,
у с т а н о в и л а:
17 декабря 2018 года ведущим советником управления государственной охраны объектов культурного наследия государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1 в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинский областной краеведческий музей» (далее – ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей», Учреждение) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который с материалами дела передан на рассмотрение в суд.
Постановлением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 28 января 2019 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ведущий советник управления государственной охраны объектов культурного наследия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1 подала жалобу в Сахалинский областной суд, в которой просит постановление судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение, приводя доводы об его незаконности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ведущего советника управления государственной охраны объектов культурного наследия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, защитника ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» ФИО2, возражавшего против ее удовлетворения, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
За нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменении предмета охраны данного объекта культурного наследия, лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 названного закона (в том числе унитарные предприятия или учреждения, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления), обязаны незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона №73-ФЗ в отношении объекта археологического наследия, включенного в реестр, выявленного объекта археологического наследия устанавливаются требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия (требования к обеспечению неизменности внешнего облика, сохранению целостности, структуры объекта археологического наследия) или требования по организации и финансированию спасательных археологических полевых работ на данном объекте археологического наследия. Лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУК «Сахалинский краеведческий музей», судья указал о том, что в протоколе об административном правонарушении не конкретизированы нарушения, что не позволило оценить их применительно к представленным доказательствам, а также об отсутствии доказательств, что демонтированные балкон и колонна являются частями объекта культурного наследия и что указанными действиями причинен вред объекту и создана угроза причинения вреда.
С данными выводами судьи согласиться нельзя.
Так, из протокола об административном правонарушении от 17 декабря 2018 года № следует, что ГБУК «Сахалинский краеведческий музей» вменяется нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 47.2 и подпункта 7 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ, а именно: не обеспечение организации проведения работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, а также неизвещение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области незамедлительно о возникших повреждениях и иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, постановлением губернатора Сахалинской области от 13.03.1999 года № «О памятниках истории и культуры Сахалинской области, подлежащих государственной охране как памятники местного значения» здание банка 1928 года, расположенное по адресу: <адрес>, включено в список памятников недвижимости, подлежащих государственной охране как памятник местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона №73-ФЗ объект культурного наследия «Здание банка 1928 года» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.05.2012 года «Здание банка 1928 года» находится в оперативном управлении у ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей».
Распоряжением министерства культуры и архивного дела Сахалинской области от 10.11.2016 года № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Здание банка 1928 года».
В соответствии с предписанием министерства культуры и архивного дела Сахалинской области от 10.03.2017 года № о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание банка 1928 года» и на основании проектной документации «Реставрация и приспособление здания по <адрес> под музей», утвержденной приказом ОКУ «Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области» от 24.1.2016 года №-у и согласованной министерством культуры и архивного дела Сахалинской области 26.04.2016 года, между ГБУК «Сахалинский краеведческий музей» и <данные изъяты> заключен договор от 09.07.2018 года на реставрацию и приспособление здания по <адрес> под музей. Согласно договору сроки выполнения обязательств установлены не позднее 15 декабря 2018 года.
На основании указанного договора получено разрешение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание банка 1928 года» сроком до 15 декабря 2018 года.
23 августа 2018 года и 07 сентября 2018 года в адрес ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» направлены сообщения <данные изъяты> оказывающего услуги авторского надзора за реставрацией и приспособлением здания по <адрес> под музей, № о том, что <данные изъяты> незаконно демонтировало ограждение внутреннего балкона и снос колонны, являющихся элементами объекта культурного наследия.
Письмами от 01.10.2018 года и от 23.10.2018г. <данные изъяты> уведомило заказчика ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» о приостановке работ с 01.10.2018 года и о расторжении договора от 09.07.2018 года соответственно.
Однако ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» известило Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Сахалинской области об указанных выше обстоятельствах лишь 23 октября 2018 года, что не является незамедлительным извещением, установленным пп.7 п.1 ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ.
Кроме этого, согласно письму ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» от 29.10.2018г. №, направленному в адрес Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области, <данные изъяты> без согласования сняты и вывезены с объекта металлические ограждения внутреннего балкона, снесен элемент здания «колонна», не подпадающий под снос согласно научно-проектной документации.
Распоряжением руководителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от 09.11.2018г. № назначено проведение внеплановой документарной проверки <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что указанным Обществом допущены отступления от научно-проектной документации без согласования с авторским надзором, а именно незаконно демонтировано ограждение внутреннего балкона и снесена колонна, о чем составлен Акт от 07.12.2018г. №.
Однако судьей городского суда не дана правовая оценка указанным обстоятельствам, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является безусловным основанием отмены постановления.
Принимая во внимание, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а :
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 28 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинский областной краеведческий музей» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд.
Судья Сахалинского областного суда А.А.Русецкая