ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-52/17 от 29.09.2017 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 71- 52/17

Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении

29 сентября 2017 года г. Владикавказ

Судья Верховного Суда РСО-Алания Кокаева Н.В., рассмотрев в жалобу Северо – Осетинской таможни на постановление судьи Промышленного районного суда г. Владикавказа от 04.08.2017 года, вынесенное в отношении гражданина Республики Армения Асланяна Александра Рафаэловича, 13.01.1974 года рождения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением судьи Промышленного районного суда г. Владикавказа от 04.08.2017 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием события административного правонарушения) прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, возбужденном в отношении гражданина Республики Армения Асланян А.Р. Изъятые ювелирные изделия, являющиеся предметом административного правонарушения, находящиеся на ответственном хранении в Северо - Осетинской таможне, возвращены по принадлежности гражданину Республики Армения Асланяну А.Р.

С данным судебным постановлением не согласиласьСеверо – Осетинская таможня (далее СОТ). В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания заместитель начальника СОТ Цораев А.Б. просит отменитьпостановление Промышленного районного суда г. Владикавказа от 04.08.2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, возбужденное в отношениигражданина Республики Армения Асланяна А.Р., приводя доводы о незаконности обжалуемого судебного акта и признатьАсланяна А.Р. виновным в совершении инкриминируемого ему деяния, применитьадминистративное наказание в виде конфискации предметаадминистративного правонарушения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей 21.12.2016 г. в зоне таможенного контроля т/п МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни, сотрудниками оперативно-розыскного отдела таможни был проведен осмотр автомашины «...», государственный регистрационный номер Республики Армения ..., следовавшей с Республики Армения в Российскую Федерацию под управлением гражданина Армении Багдасарян А.Р. В качестве пассажира в указанном автомобиле следовал гражданин Армении Асланян А.Р., у которого при осмотре обнаружены и изъяты незадекларированные ... изделий нательных золотых цепочек, из метала желтого и белого цветов весом нетто ... гр., которые согласно заключению специалиста от 24.01.2017 года № ..., являются ювелирными изделиями, соответствуют 585 пробе, рыночной стоимостью ... (...) руб. ... коп. (л.д. 67- 72).

Данные обстоятельства фактически не отрицаются самим Асланяном А.Р., который пояснил, что намерен переехать жить в Россию, поэтому 11.12.2016 года вывез свою семью в Москву. В связи с этим решил, имеющиеся у него золотые изделия, приобретенные в 2014 – 2015 годах в Армении, перевезти в Москву. При пересечении границы Армении и Грузии ... задекларировал в таможенном органе Республики Грузия золотые изделия, упакованное в двух прозрачных пакетах, общим весом ... гр., указав страну экспортера Республика Армения и страну назначения Россия, там же 20.12.2016г. заполнил таможенную декларацию физического лица. ... они с Багдасарян А. въехали на территорию таможенного поста МАПП Верхний Ларс. Пройдя паспортный контроль, предоставили автомашину к осмотру, сотрудникам таможни и пограничной службы. После этого Багдасарян А. был выдан «временный ввоз» на автомашину ...» г/н ... в РФ. Асланян А.Р. не стал заполнять таможенную декларацию, полагая, что ввозит в Россию товар из Армении - страны Таможенного союза. Однако, подъехав к шлагбауму – «въезд в РФ», машину остановил пограничник и передал их документы сотрудникам оперативно-розыскного отдела таможни, для проведения фактического таможенного контроля, вернув автомашину в зону таможенного контроля. Им было предложено предоставить имеющиеся у них запрещенные к перемещению предметы, подлежащие обязательному декларированию. Асланян А.Р. пояснил, что перевозит золотые изделия из Армении, предоставив: два прозрачных целлофановых пакета с золотыми изделиями (..., общим весом брутто ... гр., как указано в таможенной декларации физического лица, заполненной при въезде в Грузию из Армении); «Таможенную декларацию физического лица», заполненную при въезде в Грузию из Армении; товарные чеки на приобретение ювелирных изделий.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Асланяна А.Р. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Исследовав доказательства, представленные в материалы административного дела, выслушав доводы представителя СОТ Варзиевой Т.А., полагавшей, что в действиях гражданина Армении Асланяна А.Р. имеется состав административного правонарушения, объяснения Асланяна А.Р. и его защитника Пагосяна М.Э., возражавших по доводам жалобы и не признавших вину Асланяна А.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу ст. 179ТК ТТС, товары подлежат таможенному декларированную при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.

Как следует из объяснений гражданина Республики Армения Асланяна А.Р., что при пересечении границы РФ не стал заполнять пассажирскую таможенную декларацию и декларировать принадлежащие ему ... изделий (нательных цепочек), из золота желтого и белого цветов, ввозимые им в Россию из Республики Армении - страны Таможенного союза, поскольку считает, что указанные изделия, являясь товаром таможенного союза, не подлежали декларированию.

Согласно Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 10.10.2014 года, вступившим в действие 02.01.2015 года, Республика Армения присоединяется к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, в том числе, к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 года.

Согласно названным договорам и ст.2 ТК ТС (в редакции от 08.05.2015 года), единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что товар, изъятый у Асланяна А.Р. не является товаром страны Таможенного Союза, не могут быть приняты во внимание, поскольку ничем объективно по делу не подтверждены, а основаны на предположениях.

Так, при рассмотрении дела судьей установлено, что ... г. гражданин Республики Армения Асланян А.Р. ввез из Республики Армения на территорию РФ через таможенный пост МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни транзитом через территорию Республики Грузия ... изделий (нательных цепочек), из золота желтого и белого цветов, весом (нетто) ... грамм, приобретенные им на территории Республики Армения.

Факт приобретения этих ювелирных изделий Асланяном А.Р. в Республике Армения и факт происхождения данного товара из Таможенного союза, подтверждаются, приобщенными к материалам дела об административном правонарушении оригиналами 47 кассовых чеков, свидетельствующих о приобретении указанных изделий из золота в ООО «...», по ..., в разные месяцы 2014 года, переведенными с армянского языка на русский язык в бюро переводов «... ИП Шанаевой М.А.

Данное обстоятельство также подтверждается ответом начальника Управления Комитета Государственных доходов при правительстве Республики Армения от 20.05.2017г. на запрос Северо-Осетинской таможни, из которого видно, что сферой деятельности армянской ООО «Вагарш и сыновья концерн» является, в том числе, розничная торговля часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах.

Утверждения Асланяна А.Р. о том, что изъятые у него изделия из золота были ввезены им с Республики Армения, являющегося членом Таможенного союза - подтверждается декларацией таможенного органа Республики Грузия с переводом на русский язык, согласно которой гражданин Асланян Александр паспорт ... 20.12.2016 года задекларировал таможенному органу Республики Грузия золотые изделия общим весом ... граммов, из страны экспортера Республика Армения, в страну назначения Россия. А также таможенной декларацией физического лица от 20.12.2016г., заполненной Асланяном А.Р., наименование товара золото 585 пробы, весом ... граммов, страной отбытия является Республика Армения, страной прибытия Российская Федерация.

Сам факт следования гражданина Республики Армения Асланяна А.Р. из Республики Армения в Россию транзитом через Республику Грузия подтверждается отметками в его паспорте ВА2799184 о пересечении границы между государствами Республики Армения и Республики Грузия 20.12.2016 г. и границы между государствами Республики Грузия и Россией ....

В связи с установленным, довод жалобы о том, что товар ввезен не с территории Республики Армения, а с другого государства, не входящего в таможенный союз, не находит своего объективного подтверждения по делу.

Из Письма ФТС России от 30.12.2014 г. N 01-11/64914 "О контроле за перемещением товаров между Российской Федерацией и Республикой Армения" следует, что в связи с присоединением Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, до утверждения единого порядка контроля за перемещением товаров Таможенного союза через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, предлагается при перемещении между Российской Федерацией и Республикой Армения товаров Таможенного союза руководствоваться следующим.

В ч. 1 ст. 215 ТК ТС дается определение понятию "таможенный транзит", под которым понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Таможенный транзит применяется при перевозке, в том числе, товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС).

Пунктом 1 статьи 225 ТК ТС установлено, что таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место, установленное таможенным органом отправления.

Таможенным органом назначения, совершающим таможенные операции, связанные с завершением таможенной процедуры таможенного транзита, является таможенный орган Российской Федерации, в регионе деятельности которого находится место прибытия товаров Таможенного союза на таможенную территорию Таможенного союза (п.З).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, таможенная процедура таможенного транзита Асланяном А.Р. оформлена не была.

Однако, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, судья районного суда пришла к выводу, что неоформление указанной процедуры таможенного транзита не влечет обязанность Асланяна А.Р. по декларированию перемещаемого им товара при въезде в Россию и как следствие ответственность за его недекларирование.

С данным выводом судьи следует согласиться по следующим основаниям.

Согласно п. 8 Письма ФТС России от 30.12.2014 г., действующего до утверждения единого порядка контроля за перемещением товаров Таможенного союза через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, после завершения таможенным органом назначения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров Таможенного союза, помещенных под такую таможенную процедуру, совершение перевозчиком или иным заинтересованным лицом таможенных операций, связанных с их декларированием в соответствии с таможенной процедурой, не требуется.

Принимая во внимание, что само по себе неоформление Асланяном А.Р транзитной декларации, не опровергает факт ввоза им ювелирных изделий на территорию Таможенного союза с единой таможенной территории Таможенного союза транзитом, то утверждение СОТ об обязанности Асланян А.Р. задекларироватьперевозимый им товар при ввозе на территорию Российской Федерации, не основан на праве и исключает возможность привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2КоАП РФ.

Исходя из смысла закона, под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами (п. 3 ч. 1 ст. 4 ТК ТС).

После включения территории Республики Армения в состав единой таможенной территории Таможенного союза, действия Асланян А.Р., переместившего товар Таможенного союза из Республики Армения в Российскую Федерацию транзитом через Республику Грузия, утратили свою противоправность.

Данному обстоятельству, при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Асланяна А.Р., таможенным органом СОТ не была дана надлежащая оценка.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2. КоАП РФ, возбужденное Северо-Осетинской таможней в отношении гражданина Республики Армения Асланяна А.Р. подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Промышленного районного суда г. Владикавказа от 04.08.2017 года, вынесенное в отношении гражданина Республики Армения Асланян Александра Рафаэловича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Северо-Осетинской таможни Цораева А.Б. - без удовлетворения.

Судья Н.В. Кокаева