УИД 59RS0002-01-2022-001190-88
Судья Старцева Т.В.
Дело № 71-563/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 30 июня 2022 г. в г. Перми жалобу законного представителя краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 6 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье",
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 6 мая 2022 г. краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" (далее по тексту – КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" ФИО1 просит об отменить постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении, на принятие мер по устранению недостатков и частичное их устранение в связи с отсутствием денежных средств.
Директор КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" ФИО1, извещенная о дате и времени судебного заседания надлежаще, участия не принимала. Просила рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Представитель административного органа ФИО2 направила отзыв на жалобу, в котором просила отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности).
В соответствии с частью 14 статьи 19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела, следует, что 7 апреля 2021 г. КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" выдано предписание № 380/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара в рок до 31 января 2022 г.
На основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 11 января 2022 г. с целью контроля исполнения предписания № 380/1/1 от 7 апреля 2021 г., установлено, что КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" не устранило нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в предписании:
по адресу: <...>:
- в процессе эксплуатации здания допускаются изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без внесения изменений в проект (тех.паспорт здания 2576 от 16 декабря 2015 г., экспликация помещений 1-го этажа № 7, 9, 10-12, 14-20, 37-38, 40, 43-44, 46, экспликация помещений 2-го этажа № 1-5, 17-23, 33-36), чем нарушены статья 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании", (далее по тексту - Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.); части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.), пункт 4.3 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее по тексту - СНиП 21-01-97*), подпункты "н", "о" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 г. (далее по тексту - Правила противопожарного режима);
- запоры на дверях эвакуационного выхода из спортзала наружу не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, чем нарушены пункт 26 Правил противопожарного режима;
- ширина эвакуационного выхода на 2-ом этаже у кабинета № 22 в свету менее 0,8 м (фактически 0,77 м.) (тех. паспорт здания 7708 от 11 октября 2010 г., согласно экспликации - коридор № 11, 14), чем нарушены статья 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г., части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 6.16 СНиП 21-01-97*, пункт. 4.2.5. СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
по адресу: <...>"а"
- в процессе эксплуатации здания допускаются изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без внесения изменений в проект (тех. паспорт здания 2075 от 6 мая 2009 г., экспликация помещений - № 1-2, 9, 11), чем нарушены положения статья 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г., части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3 СНиП 21-01-97*, подпункты "н", "о" пункта 16 Правил противопожарного режима.
Выявленные нарушения отражены в акте внеплановой выездной проверки № 17 от 14 февраля 2022 г.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального судебного района г. Перми от 26 апреля 2021 года КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" привлечено к ответственности по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
Признавая КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 КоАП РФ, судья районного суда исходил из неисполнения выданного предписания, будучи привлеченным к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ и юридическое лицо повторно не выполнило в установленный срок (до 31 января 2022 г.) требования предписания № 380/1/1 от 7 апреля 2021 г.
Проверяя данные обстоятельства, судья районного суда счел доказанным наличие в действиях КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку данное учреждение повторно не выполнило в установленный срок требования предписания, выданного уполномоченным на то органом, не усмотрев нарушения прав проверяемого лица, а также посчитал соблюденным срок давности привлечения к административной ответственности.
Между тем, с приведенными выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Так, по смыслу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в части соблюдения сроков выполнения предписаний органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса, содержащей общие положения о сроках давности привлечения к административной ответственности, составляет три месяца.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения по настоящему делу к административной ответственности по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 1 февраля 2022 г. и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении (6 мая 2022 г. – дата изготовления мотивированного постановления) истек.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанной нормы, данное дело судьей районного суда рассмотрено 4 мая 2022 г. и мотивированное постановление изготовлено 6 мая 2022 г., то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, по результатам которого КГБОУ "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление судьи районного суда от 6 мая 2022 г. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 6 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись.