ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-571/2023 от 19.12.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шпигарь Ю.Н.

Дело № 71-571/2023

УИД 59RS0004-01-2023-004185-34

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 19 декабря 2023 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием защитника Махневой И.С., прокурора Исцелемовой А.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника К. – Махневой Ирины Сергеевны на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20 ноября 2023 г. заместитель председателя Правительства Пермского края К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Махнева И.С. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие у К. умысла на неисполнение требований прокурора и, следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения. В обоснование жалобы приводит доводы о незаконности требований прокурора, изложенных в представлении, указывает, что представление рассмотрено К. в установленные сроки, при этом срок для направления письменного ответа законодательством не предусмотрен. Кроме того, ссылается на нарушение права на защиту, поскольку дело об административном правонарушении возбуждено в отсутствие К.

В судебном заседании в краевом суде К., извещенный надлежащим образом, участие не принимал.

Защитник Махнева И.С. в судебном заседании в краевом суде жалобу поддержала.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Махневу И.С., прокурора Исцелемову А.И., полагавшую об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 стати 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проверок, поведенных прокурорами края в ноябре-декабре 2022 года по многочисленным обращениям граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных в 13 климатическом округе (Александровский муниципальный округ, Губахинский, Красновишерский, Чердынский городские округа, городской округ «Город Кизел»), выявлен рост платы граждан за отопление (рост платы составил от 33% до 100%), что превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденные Указами губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 г. № 175, от 22 ноября 2022 г. № 109. При этом в нарушение пункта 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400, на территории региона отсутствует порядок компенсации платы гражданам за коммунальные услуги в связи с фактическим увеличением ее размера над допустимым.

По данному факту прокуратурой Пермского края 03 февраля 2023 г. заместителю председателя Правительства Пермского края К. внесено представление № ** об безотлагательном рассмотрении настоящего представления с участием прокуратуры Пермского края, принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру края в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Представление от 03 февраля 2023 г. № ** поступило в Правительство Пермского края 08 февраля 2023 г. Рассмотрение представления состоялось 10 марта 2023 г. с участием сотрудников прокуратуры Пермского края.

Вместе с тем письменный ответ на акт реагирования подписан К. 27 марта 2023 г., поступил в прокуратуру края 29 марта 2023 г. Из содержания ответа следует, что представление рассмотрено, при этом сделано суждение о непревышении предельного индекса роста платы граждан за коммунальные ресурсы на территории 13 климатического района. В ответе на представление не содержится анализ причин отсутствия на территории региона порядка компенсации гражданам расходов, связанных с превышением предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. При этом его разработка не начата.

Указами губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 г. № 175 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пермского края на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2023 года», от 22 ноября 2022 г. № 109 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пермского края на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года» контроль за исполнением указа возложен на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства).

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 631-п «Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края» контроль за деятельностью Министерства осуществляет заместитель председателя Правительства Пермского края (по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства).

Распоряжением губернатора Пермского края от 01 октября 2021 г. №**К. назначен на должность заместителя председателя Правительства Пермского края с 01 октября 2021 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора Пермского края 07 августа 2023 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя Правительства Пермского края К. с последующим привлечением его постановлением судьи районного суда к административной ответственности.

Факт совершения данного административного правонарушения и виновность К. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 августа 2023 г., которым зафиксировано событие административного правонарушения, представлением от 03 февраля 2023 г. № **, письмом заместителя председателя Правительства Пермского края от 27 марта 2023 г. № **, распоряжением губернатора Пермского края от 01 октября 2021 г. № **, должностным регламентом заместителя председателя Правительства пермского края (по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства), иными материалами дела.

Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к верному выводу об умышленном неисполнении К. требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, и обоснованно сделал вывод о доказанности вины К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с должностным регламентом заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства), утвержденным губернатором Пермского края 01 октября 2021 г., областью профессиональной служебной деятельности является, в том числе государственное ценовое (тарифное) регулирование.

К., являясь заместителем председателя Правительства Пермского края (по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства), осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, исчерпывающие меры по выполнению требований представления прокурора не предпринял.

Вопреки доводам жалобы законность и исполнимость представления от 03 февраля 2023 г. № ** сомнений не вызывает.

Указом губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 г. № ** (действовавший до 03 декабря 2022 г.) утверждены Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пермского края на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Указом губернатора Пермского края от 22 ноября 2022 г. № ** утверждены Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пермского края на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.

В соответствии с пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее - Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации), органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор.

Такой мониторинг включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку предоставленной информации.

Мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор осуществляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании формул, указанных в пунктах 37 - 40 настоящего документа. Информация в рамках такого мониторинга предоставляется по запросу и по форме, определенной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе запрашивать и получать в определенные ими сроки и формате у органов местного самоуправления и регулируемых организаций информацию, а также и иные необходимые сведения и материалы по вопросам установления предельных индексов на территории муниципального образования.

В случае если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, лицу, по вине которого произошло указанное фактическое увеличение, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

В указанном случае гражданину за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплачивается компенсация по его заявлению в порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти). Указанный порядок должен предусматривать индивидуальный расчет с учетом фактического объема потребления коммунальных услуг (ресурсов) в сопоставимых условиях в пределах соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.

Поскольку прокурорами края выявлен рост платы граждан за отопление, превышающий предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденные Указами губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 г. № **, от 22 ноября 2022 г. № **, при этом в нарушение пункта 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации на территории региона отсутствовал порядок компенсации платы гражданам за коммунальные услуги в связи с фактическим увеличением ее размера над допустимым, заместителем прокурора Пермского края в адрес заместителя председателя Правительства Пермского края внесено представление от 03 февраля 2023 г. № **.

В представлении указано на необходимость безотлагательного рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры края, принятия конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона их причин и условий, им способствующих; рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру края в письменной форме в месячный срок.

Доводы защитника о том, что факт превышения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги на территории 13 климатического района не подтвержден, опровергаются материалами дела, в том числе справками Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края от 14 декабря 2023 г., 28 декабря 2022 г., 09 января 2023 г., согласно которым рост платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах, расположенных в п. Углеуральский и п. Широковский г. Губахи, г. Кизела, г. Красновишерска Пермского края составил от 28% до 92%, что превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденные Указами губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 г. № **, от 22 ноября 2022 г. № **.

При этом доводы защитника о расчетах, проведенных Министерством по тарифам и энергетики Пермского края в соответствии с методиками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», данные обстоятельства не опровергают.

Также не могут быть приняты во внимание доводы заявителя жалобы об отсутствии полномочий у заместителя председателя Правительства Пермского края на разработку и утверждение порядка расчета и выплаты гражданам компенсации, предусмотренной пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, данный порядок определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти).

Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края (статья 23 Устава Пермского края от 27 апреля 2007 г. № 32-ПК). С учетом полномочий Правительства Пермского края, должностных обязанностей и прав заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства), предусмотренных должностным регламентом (разделы 3, 4, 7), а также положений пункта 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, К. имел возможность дать ответ на представление прокурора о причинах отсутствия на территории региона порядка компенсации гражданам расходов, связанных с превышением предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, принять меры для разработки соответствующего порядка, что, однако, К. сделано не было.

Ссылка защитника на наличие Порядка предоставления субсидий за возмещение недополученных доходов юридическим лицам, являющимся исполнителями коммунальных услуг, утвержденное постановлением Правительства пермского края от 11 ноября 2021 г. № 862-п, а также на реализацию мер социальной адресной поддержки нуждающихся граждан и семей не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого правонарушения, поскольку данный нормативный правовой акт и указанные меры не являются порядком выплаты гражданам компенсации, предусмотренной пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, и не подменяют его.

Таким образом, требование прокурора о принятии мер для устранения выявленных нарушений, сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру края в письменной форме в месячный срок является законным и обоснованным, вытекает из его полномочий, установленных федеральным законом, а потому подлежит исполнению в установленный срок.

Кроме того, необходимо ответить, что постановлением Правительства Пермского края от 27 сентября 2023 г. № 742-п утвержден «Порядок расчета и выплаты гражданам компенсации в случае превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги при использовании жилого помещения над размером установленного предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании Пермского края». Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024г.

Относительно доводов об отсутствии в законодательстве сроков предоставления письменного ответа на представление, то они основаны на ошибочном толковании заявителем норм права.

Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, представление от 03 февраля 2023 г. № ** поступило в Правительство Пермского края 08 февраля 2023 г. Письменный ответ на акт реагирования подписан К. 27 марта 2023 г., поступил в прокуратуру края 29 марта 2023 г., то есть за пределами срока, установленного законом. При этом в представлении прокурора содержится требование о необходимости сообщить о принятых мерах в письменном виде в месячный срок.

Между тем по истечении установленного пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре срока требования прокурора заместителем председателя Правительства Пермского края К. выполнены не были.

То обстоятельство, что рассмотрение представления состоялось 10 марта 2023 г. с участием сотрудников прокуратуры Пермского края, не свидетельствует о выполнении К. требований представления от 03 февраля 2023 г. № **, которое содержало, в том числе требование о принятии конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона их причин и условий, им способствующих, и сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру края в письменной форме в месячный срок.

Проанализировав обстоятельства дела и установив, что в предписанный представлением прокурора срок не были приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер прокурору в письменной форме не сообщено, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об умышленном невыполнении требований прокурора, и правомерно усмотрел в действиях К. состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств наличия объективных причин невозможности исполнения заместителем председателя Правительства Пермского края К. требований прокурора, а равно принятия всех зависящих от него мер для его исполнения, в материалы дела не представлено.

Учитывая, что представление было получено К., оно является исполнимым, срок для принятия мер достаточный, в связи с чем невыполнение требований прокурора, содержащихся в нем, свидетельствует об умышленном характере неисполнения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, бездействие К. правильно квалифицировано судьей районного суда по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Вывод судьи районного суда о наличии в деянии К. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы защитника о допущенных процессуальных нарушениях при извещении К. о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении были предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно отклонены. Необоснованность данных доводов подтверждается решением судьи Пермского краевого суда от 19 сентября 2023 г. и постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03ноября 2023 г.

Установлено, что К. был осведомлен о том, что 07 августа 2023 г. в отношении него будет решаться вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении у прокурора имелись сведения о надлежащем извещении К. о времени и месте решения указанного вопроса. При этом ходатайств об отложении возбуждения дела об административном правонарушении в адрес прокурора не поступало.

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судьи районного суда не опровергают.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Административное наказание назначено К. в пределах, установленных санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.

Доводы защитника, приведенные в судебном заседании в краевом суде, о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельны.

Учитывая положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснения абзаца 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, посягает на институт государственной власти, общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органом государственной власти, и влечет наступление неблагоприятных последствий для общества, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К. ввиду малозначительности административного правонарушения в данном случае не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении К. допущено не было.

При таком положении оснований для отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20 ноября 2023 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя Правительства Пермского края К. оставить без изменения, жалобу защитника Махневой И.С. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)