ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-66/2013 от 01.10.2013 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

СудьяПоваляеваА.О. дело№71-66/2013


Р Е Ш Е Н И Е

1октября2013года городЮжно-Сахалинск


Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу главного государственного инспектора Ногликского района по пожарному надзору Ю.Н.Ю. на постановление судьи Ногликского районного суда от <дата> по делу о привлечении открытого акционерного общества <данные изъяты> к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

<дата> главным государственным инспектором Ногликского района по пожарному надзору Ю.Н.Ю. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества <данные изъяты> (далее – ОАО <данные изъяты>), который направлен для рассмотрения в суд.

Постановлением судьи Ногликского районного суда от <дата> производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО <данные изъяты> прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На постановление судьи главным государственным инспектором Ногликского района по пожарному надзору Ю.Н.Ю. принесена жалоба, в которой содержится просьба об его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что ОАО <данные изъяты>, имея ведомственную пожарную охрану, специальную пожарную технику, пожаро-техническое вооружение и снаряжение, специальные штатные должности работников, осуществляет деятельность по тушению пожаров в отсутствие лицензии на данный вид деятельности, в связи с чем подлежит ответственности. Обращает внимание на то, что <дата> ОАО <данные изъяты> привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности по тушению пожаров без лицензии и ему выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до <дата>. Однако <дата> в ходе проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания установлено, что ОАО <данные изъяты> продолжает осуществлять указанную деятельность без лицензии, хотя должно было ее прекратить до получения соответствующей лицензии и принять иные меры для обеспечения пожарной безопасности воздушных судов на подведомственном объекте. Считает, что привлечение общества к административной ответственности в марте 2013 года является обстоятельством, отягчающим ответственность, а не основанием для прекращения производства по делу и для вывода суда о том, что общество уже привлекалось к ответственности за данное правонарушение, так как общество вновь совершает правонарушение. Также настаивает на том, что учитывая характер и степень общественной опасности выявленного правонарушения, оно не может быть признано малозначительным.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника открытого акционерного общества <данные изъяты> - В.М.А., возразившего против ее удовлетворения, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99) осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (далее – Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров).

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата> главным государственным инспектором Ногликского района по пожарному надзору в отношении ОАО <данные изъяты> проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки <дата> в отношении ОАО <данные изъяты> был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности, связанной с тушением пожаров, при отсутствии лицензии на данный вид деятельности, чем нарушены требования Федерального закона №99 и Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров.

Кроме того, в этот же день обществу выдано предписание №...... в срок до <дата> устранить указанное нарушение.

Постановлением судьи Ногликского районного суда от <дата> ОАО <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением наказания в виде предупреждения.

<дата> ОАО <данные изъяты> в рамках выполнения выданного предписания направлен пакет документов в Дальневосточный региональный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям России для получения соответствующей лицензии.

В период с <дата> по <дата> главным государственным инспектором Ногликского района по пожарному надзору на основании распоряжения начальника территориального отделения надзорной деятельности Ногликского района от <дата> проведена внеплановая выездная проверка ОАО <данные изъяты> с целью контроля исполнения предписания №.......

В ходе данной проверки <дата> в отношении ОАО <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за продолжение осуществления деятельности по тушению пожаров в отсутствие лицензии.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО <данные изъяты> по данному протоколу, судья пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях общества вины в совершении указанного правонарушения.

Как следует из материалов дела, приказом генерального директора ОАО <данные изъяты> от <дата> №...... в целях обеспечения безопасности полетов, на основании Воздушного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов в области гражданской авиации, создана Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее – Служба), которая является штатным структурным подразделением аэропорта. Данное подразделение включает в себя ведомственную пожарную охрану.

Согласно Положению о Службе задачами и функциями Службы, наряду с другими, являются противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта, проведение противопожарных работ, осуществление контроля за укомплектованностью, профессиональной подготовкой пожарно-спасательных расчетов, организация освоения новых поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных средств и техники.

На деятельность, связанную с поисковым и аварийно-спасательным обеспечением полетов в аэропорту Ноглики, в том числе с противопожарным обеспечением полетов, Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта <дата> ОАО <данные изъяты> выдан сертификат соответствия №.......

Как видно из выписки из штатного расписания в ОАО <данные изъяты> имеются должности заместителя начальника Службы – начальника ведомственной пожарной охраны, начальника пожарно-спасательного расчета, пожарных спасателей и водителей пожарного автомобиля. Штат работников укомплектован. В Службе имеется специальная пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и снаряжение.

Учитывая изложенное, а именно, наличие в ОАО <данные изъяты> ведомственной пожарной охраны, специальной пожарной техники, пожарно-технического вооружения и снаряжения, функционально направленных на осуществление деятельности по тушению пожаров, то есть находящихся в режиме ожидания, государственный инспектор по пожарному надзору в действиях общества усмотрел объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возлагающую ответственность за осуществление деятельности без лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений в соответствии со статьей 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники, огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата): юридического лица - специалиста, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности «пожарная безопасность», либо иное высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо прошедшего профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля; г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки).

Таким образом, наличие соответствующего подразделения, специалистов, специальной техники, снаряжения и оборудования является обязательным условием для получения лицензии по тушению пожаров, и само по себе не может быть вменено в вину юридическому лицу, которое в рамках исполнения предписания того же государственного инспектора по пожарному надзору обратилось за выдачей соответствующей лицензией и обязано их иметь.

При таких данных, прекращение производства по делу за отсутствием в действиях общества вины в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.

Иные доводы жалобы на обоснованность освобождения общества от ответственности не влияют и основаниями к отмене правильного по существу судебного акта не являются.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление судьи Ногликского районного суда от <дата> оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Ногликского района по пожарному надзору Ю.Н.Ю. – без удовлетворения.

СудьяСахалинскогообластногосуда Ю.А.Богомолова