ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-68/2022 от 01.06.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Оськина А.В. УИД 65RS0006-01-2021-000439-23

Дело № 71-68/2022

Р Е Ш Е Н И Е

1 июня 2022 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника ФИО1 - Четвертухи Д.А. на постановление судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 9 марта 2022 года по делу о привлечении главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

17 декабря 2021 года председателем контрольно-счетного органа муниципального образования «Курильский городской округ» в отношении главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанный протокол с материалами дела направлен на рассмотрение в суд.

Постановлением судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 9 марта 2022 года глава муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, защитник ФИО1 - Четвертуха Д.А. просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Автор жалобы полагает, что утверждение муниципального задания муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств города «Курильска на 2020 год не требовалось, поскольку главный распорядитель бюджетных средств имел сведения о необходимых затратах и мероприятиях для осуществления деятельности данного учреждения на плановый период 2020 года в ранее утвержденном муниципальном задании. В обоснование жалобы защитник указывает также на нарушение порядка привлечения ФИО1 к ответственности, поскольку должностным лицом административного органа у главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 истребованы документы и сведения в отсутствие проведения в отношении него каких-либо проверочных мероприятий и административного расследования. Считает, что в постановлении по делу не установлено время совершения правонарушения, не дана оценка тому, что датой его совершения является дата заключения соглашения (24 января 2020 года) или дата осуществления первого платежа (28 января 2020 года), а не осуществление последнего платежа по соглашению (22 июля 2020 года), о чем указано в протоколе об административном правонарушении.

ФИО1 в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения жалобы он извещен в соответствии с требованиями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заблаговременно. Уведомления ему направлены по месту постоянной и временной регистрации, которые возвращены в суд. Кроме этого, защитнику ФИО1 – Дяйкиной М.В., являющейся сотрудником администрации муниципального образования «Курильский городской округ», в судебном заседании, состоявшемся в Сахалинском областном суде 13 мая 2022 года, вручена расписка об уведомлении ФИО1 о рассмотрении настоящей жалобы 1 июня 2022 года в 11 часов 00 минут, которая передана ФИО1, но в суд не возвращена. Получать уведомление по месту работы ФИО1 также отказался, что зафиксировано докладной запиской сотрудника Курильского районного суда.

Учитывая изложенное, принимая во внимание личное ходатайство ФИО1 о проведении судебного заседания, назначенного на 1 июня 2022 года в 11 часов 00 минут, посредством видеоконференц-связи с Курильским районным судом, направление для участия в рассмотрении жалобы защитника Дяйкиной М.В., суд приходит к выводу, что ФИО1 надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения данного дела, ходатайств об отложении которого не заявил.

В этой связи имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для рассмотрения дела в отсутствие ФИО1

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Дяйкину М.В., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, относится к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

В силу положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из местных бюджетов устанавливается нормативными правовыми актами местной администрации (абзац 3).

Формирование и утверждение муниципальных заданий является полномочием главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (пункт 3).

В соответствии с приведенными выше требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением администрации муниципального образования «Курильский городской округ» от 22 апреля 2016 года № 410 утверждено Положение о формировании муниципального задания в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «Курильский городской округ» и финансовом обеспечении муниципального задания (далее – Положение о формировании муниципального задания).

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.4, 1.6 Положения о формировании муниципального задания муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами муниципального (бюджетного) учреждения и является обязательным для него, содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) муниципальной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, порядок контроля за исполнением муниципального задания и требования к отчетности о выполнении муниципального задания, формируется в отношении муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных учреждений, устанавливается муниципальным бюджетным учреждением с учетом показателей выполнения муниципального задания в отчетном году.

Показатели муниципального задания используются для определения объема субсидий на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям (пункт 1.7 Положения).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» (пункт 2.3 Положения).

Предоставление муниципальному бюджетному или муниципальному автономному учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемого учреждением и органом местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ», осуществляющим функции и полномочия его учредителя (пункт 4.1 Положения).

Таким образом, обязательным условием предоставления муниципальному бюджетному учреждению субсидии является наличие утвержденного муниципального задания, в котором отражаются показатели, характеризующие объем, качество муниципальной услуги (работы), предельные цены (тарифы), порядок контроля за исполнением задания и требования к отчетности о его выполнении.

Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования «Курильский городской округ» является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Курильска» (далее - МБУ ДШИ).

В силу пункта 8.1 Устава МБУ ДШИ муниципальное задание для него устанавливает администрация муниципального образования. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Курильский городской округ».

В период с 29 марта по 30 апреля 2021 года и с 11 и 31 мая 2021 года контрольно-счетным органом муниципального образования «Курильский городской округ» проведена проверка законности использования средств бюджета МБУ ДШИ в период 2018 – 2020 годы.

Установлено, что 24 января 2020 года между администрацией муниципального образования «Курильский городской округ», именуемой в дальнейшем «учредитель», в лице главы муниципального образования ФИО1, и МБУ ДШИ, именуемым в дальнейшем «учреждение», в лице директора ФИО2 заключено соглашение о порядке и условиях предоставления МБУ ДШИ субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальной услуги (выполнение работ) на 2020 год в размере <данные изъяты> (далее - соглашение).

Указанное соглашение является приложением № 2 к муниципальному заданию на оказание муниципальной услуги и выполнение работ МБУ ДШИ на 2020 год» и плановый период 2021-2022 годов (далее-муниципальное задание).

Однако соответствующее муниципальное задание утверждено постановлением администрации муниципального образования «Курильский городской округ» лишь 5 августа 2020 года.

Таким образом, соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальной услуги заключено администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» ранее утверждения МБУ ДШИ муниципального задания.

Вместе с тем на основании вышеуказанного соглашения в период с 28 января по 22 июля 2020 года администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» МБУ ДШИ платежными поручениями произведены перечисления субсидии на финансирование обеспечения выполнения муниципального задания, тогда как соглашение не содержит ни наименование субсидируемой муниципальной услуги, ни показатели, характеризующие ее объем, качество, предельные цены (тарифы), необходимые для ее исполнения, а также порядок контроля за исполнением задания и требования к отчетности о его выполнении.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 2.4 Положения о формировании муниципального задания объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги утверждаются в отношении бюджетных учреждений органами местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ», осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных учреждений (пункт 2.9 Положения о формировании муниципального задания).

Вместе с тем нормативные затраты на оказание муниципальных услуг для расчета финансового обеспечения муниципального задания в муниципальном образовании «Курильский городской округ» на момент перечисления учреждению денежных средств не были утверждены и не применялись при определении объема субсидии на выполнение муниципального задания.

Таким образом, глава муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1, являясь распорядителем бюджетных средств, нарушил порядок и условия предоставления субсидии МБУ ДШИ, что послужило основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации, и привлечения к административной ответственности.

Факт совершения и виновность главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий на выполнение муниципального задания на 2020 год, постановлением об утверждении муниципального задания МБУ ДШИ на 2020 год и плановый период 2021 -2022 годов», платежными поручениями, актом проверки законности использования средств бюджета МБУ ДШИ в период 2018-2020 годов и иными материала дела.

Вывод судьи районного суда о наличии в действиях главы муниципального образования ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне и полно исследованы судьей и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание в жалобе на то, что утверждение муниципального задания на 2020 года не требовалось, поскольку главный распорядитель бюджетных средств имел сведения о необходимых затратах и мероприятиях для осуществления деятельности МБУ ДШИ на плановый период 2020 года в ранее утвержденном муниципальном задании, является несостоятельным, поскольку планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на два финансовых года, следующих за очередным (планируемый период), не освобождает главного распорядителя бюджетных средств от утверждения муниципального задания на текущий 2020 финансовый год, который является основанием для исполнения бюджета на соответствующий период.

Ссылка на то, что председателем контрольно - счетного органа муниципального образования «Курильский городской округ» истребованы у главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 документы и сведения в отсутствие проведения в отношении него каких-либо проверочных мероприятий и административного расследования также несостоятельна.

Так, согласно акту проверка проводилась с целью выполнения администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» функций и полномочий учредителя и главного распорядителя средств бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности МБУ ДШИ, а также определения законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств муниципального образования «Курильский городской округ», направленных для обеспечения деятельности МБУ ДШИ в период 2018 – 2020 годы.

Кроме этого, достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены непосредственно должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, что в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось достаточным поводом к возбуждению в отношении главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 дела об административном правонарушении и истребования необходимой информации.

Вопреки доводам жалобы дата совершения правонарушения в протоколе об административном правонарушении определена и соответствует дате последнего платежного поручения на перечисление субсидии МБУ ДШИ (22 июля 2020 года), совершенного в период отсутствия утвержденного муниципального задания и с нарушением условий ее предоставления.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к ответственности главы муниципального образования ФИО1 не нарушены.

Наказание определено ему в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах минимальной санкции части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 9 марта 2022 года о привлечении главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - Четвертуха Д.А. - без удовлетворения.

Вступившие в законную силу решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова