Судья Оськина А.В. №
дело №71-69/2022
Р Е Ш Е Н И Е
14 июня 2022 года городЮжно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Четвертуха Д.А. на постановление судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 10 мая 2022 года о привлечении должностного лица – главы муниципального образования «Курильский городской округ» Сахалинской области ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
17 декабря 2021 года председателем контрольно-счетного органа муниципального образования «Курильский городской округ» (далее - МО «Курильский ГО») Ф.И.О.4 в отношении должностного лица – главы муниципального образования «Курильский городской округ» Сахалинской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №8 по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который с материалами дела направлен для рассмотрения в суд.
Постановлением судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 10 марта 2022 года должностное лицо – глава муниципального образования «Курильский городской округ» Сахалинской области ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с судебным постановлением, защитником ФИО1 – Четвертуха Д.А. в Сахалинский областной суд подана жалоба, в которой он просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о его незаконности.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещение о месте и времени рассмотрения поданной его защитником жалобы направлялось ФИО1 заказной корреспонденцией по месту жительства и по месту регистрации, конверты с судебной корреспонденцией возвращены в адрес суда по истечении срока хранения. Помимо этого ФИО1 извещался по указанным адресам телеграммами, которые также возвращены в суд в связи с неполучением. Кроме того по поручению Сахалинского областного суда сотрудниками аппарата Курильского районного суда Сахалинской области предпринимались попытки вручения извещений по месту работы ФИО1 от получения которой последний отказался, а также по месту жительства в городе Курильске, что зафиксировано докладными записками сотрудника Курильского районного суда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если был соблюден порядок вручения почтовых отправлений.
Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1 – Четвертуха Д.А., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, относится к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
В силу положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из местных бюджетов устанавливается нормативными правовыми актами местной администрации (абзац 3).
Формирование и утверждение муниципальных заданий является полномочием главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (пункт 3).
В соответствии с приведенными выше требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением администрации муниципального образования «Курильский городской округ» от 22 апреля 2016 года № 410 утверждено Положение о формировании муниципального задания в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «Курильский городской округ» и финансовом обеспечении муниципального задания (далее – Положение о формировании муниципального задания).
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.4, 1.6 Положения о формировании муниципального задания муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами муниципального (бюджетного) учреждения и является обязательным для него, содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) муниципальной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, порядок контроля за исполнением муниципального задания и требования к отчетности о выполнении муниципального задания, формируется в отношении муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных учреждений, устанавливается муниципальным бюджетным учреждением с учетом показателей выполнения муниципального задания в отчетном году.
Показатели муниципального задания используются для определения объема субсидий на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям (пункт 1.7 Положения).
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Курильский городской округ» (пункт 2.3 Положения).
Предоставление муниципальному бюджетному или муниципальному автономному учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемого учреждением и органом местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ», осуществляющим функции и полномочия его учредителя (пункт 4.1 Положения).
Таким образом, обязательным условием предоставления муниципальному бюджетному учреждению субсидии является наличие утвержденного муниципального задания, в котором отражаются показатели, характеризующие объем, качество муниципальной услуги (работы), предельные цены (тарифы), порядок контроля за исполнением задания и требования к отчетности о его выполнении.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования «Курильский городской округ» является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного учреждения «Центральная клубная система» муниципального образования «Курильский городской округ» (далее - МБУ «Курильская ЦКС»).
В период с 03 августа 2020 года по 21 сентября 2020 года контрольно-счетным органом муниципального образования «Курильский городской округ» проведена проверка законности использования средств бюджета МБУ «Курильская ЦКС» в 2017, 2018, 2019 годах и в 1 полугодии 2020 года.
Установлено, что 24 января 2020 года между администрацией муниципального образования «Курильский городской округ», именуемой в дальнейшем «учредитель», в лице главы муниципального образования ФИО1, и МБУ «Курильская ЦКС», именуемым в дальнейшем «учреждение», в лице директора Ф.И.О.5 заключено соглашение о порядке и условиях предоставления МБУ «Курильская ЦКС» субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальной услуги (выполнение работ) на 2020 год в размере 40259720 рублей (далее - соглашение) (л.д.183-185 том 1).
Указанное соглашение является приложением №2 к муниципальному заданию на оказание муниципальной услуги и выполнение работ МБУ «Курильская ЦКС» на 2020 год» и плановый период 2021-2022 годов (далее-муниципальное задание).
Однако соответствующее муниципальное задание утверждено постановлением администрации муниципального образования «Курильский городской округ» лишь 30 апреля 2020 года №289 (л.д.190 том 1).
Таким образом, соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальной услуги заключено администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» ранее утверждения МБУ «Курильская ЦКС» муниципального задания.
Вместе с тем на основании вышеуказанного соглашения в период с 28 января по 30 апреля 2020 года администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» МБУ «Курильская ЦКС» платежными поручениями произведены перечисления субсидии на финансирование обеспечения выполнения муниципального задания, тогда как соглашение не содержит ни наименование субсидируемой муниципальной услуги, ни показатели, характеризующие ее объем, качество, предельные цены (тарифы), необходимые для ее исполнения, а также порядок контроля за исполнением задания и требования к отчетности о его выполнении.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 2.4 Положения о формировании муниципального задания объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (л.д.213-214 том 1).
Значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги утверждаются в отношении бюджетных учреждений органами местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ», осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных учреждений (пункт 2.9 Положения о формировании муниципального задания) (л.д.216 том 1).
Вместе с тем нормативные затраты на оказание муниципальных услуг для расчета финансового обеспечения муниципального задания в муниципальном образовании «Курильский городской округ» на момент перечисления учреждению денежных средств не были утверждены и не применялись при определении объема субсидии на выполнение муниципального задания.
Таким образом, глава муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1, являясь распорядителем бюджетных средств, нарушил порядок и условия предоставления субсидии МБУ «Курильская ЦКС», что послужило основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации, и привлечения к административной ответственности.
Факт совершения и виновность главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях главы муниципального образования ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне и полно исследованы судьей и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в жалобе на то, что утверждение муниципального задания на 2020 года не требовалось, поскольку главный распорядитель бюджетных средств имел сведения о необходимых затратах и мероприятиях для осуществления деятельности МБУ «Курильская ЦКС» на плановый период 2020 года в ранее утвержденном муниципальном задании, является несостоятельным, поскольку планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на два финансовых года, следующих за очередным (планируемый период), не освобождает главного распорядителя бюджетных средств от утверждения муниципального задания на текущий 2020 финансовый год, который является основанием для исполнения бюджета на соответствующий период.
Ссылка на то, что председателем контрольно - счетного органа муниципального образования «Курильский городской округ» истребованы у главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 документы и сведения в отсутствие проведения в отношении него каких-либо проверочных мероприятий и административного расследования также несостоятельна.
Так, согласно акту проверка проводилась с целью выполнения администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» функций и полномочий учредителя и главного распорядителя средств бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности МБУ «Курильская ЦКС», а также определения законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств муниципального образования «Курильский городской округ», направленных для обеспечения деятельности МБУ «Курильская ЦКС» в 2017, 2018, 2019 годах и в 1 полугодии 2020 года.
Кроме этого, достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены непосредственно должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, что в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось достаточным поводом к возбуждению в отношении главы муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 дела об административном правонарушении и истребования необходимой информации.
Довод жалобы о неверном определении в протоколе об административном правонарушении даты совершения правонарушения (23 июня 2020 года) не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, поскольку установлено правонарушение - перечисление субсидий МБУ «Курильская ЦКС» с 28 января по 30 апреля 2020 года в период отсутствия утвержденного муниципального задания и с нарушением условий ее предоставления.
Процессуальных нарушений по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к ответственности главы муниципального образования ФИО1 не нарушены.
Наказание определено ему в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах минимальной санкции части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 10 мая 2022 года о привлечении должностного лица – главы муниципального образования «Курильский городской округ» Сахалинской области ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - Четвертуха Д.А. - без удовлетворения.
В соответствии с нормами статьей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование по делу об административном правонарушении возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая