ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-709/2022 от 18.08.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Булдакова А.В.

Дело № 71-709/2022

УИД 59RS0005-01-2022-003068-18

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 18 августа 2022 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием ФИО1, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на определение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 04 июля 2022 г. об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю от 05 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю от 05 мая 2022 г. № 18810559220505000431 ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Мотовилихинский районный суд г. Перми, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока.

Определением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 04 июля 2022 г. в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обжалования постановления от 05 мая 2022 г. ФИО1 отказано.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 просит определение судьи районного суда отменить, ссылаясь на его незаконность, указывая на то, что постановление в форме электронного документа было размещено в его личном кабинете 05 мая 2022 в 16 часов 03 минуты. Согласно информации, содержащейся в его личном кабинете в Едином портале государственных и муниципальных услуг в данный портал он заходил 13 января 2022 г., 05 июля 2022 г. и 06 июля 2022 г. Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 61499371160825 свидетельствует о факте отправки и доставке постановления в форме электронного документа в личном кабинете в Едином портале. Копия постановления по почте заказным почтовым отправлением по его адресу регистрации в сроки указанные в отчете об отслеживании не направлялась. В течение 7 дней со дня размещения постановления в личном кабинете в Едином портале (05 мая 2022 г.) он вход на Единый портал не осуществлял, вход осуществлен только 05 июля 2022 г. Преобразование постановления в почтовое отправление на бумажном носителе и его отправка заказным почтовым отправлением по его адресу регистрации не осуществлена.

В судебном заседании в краевом суде ФИО1 жалобу поддержал.

Изучив доводы жалоб, заслушав ФИО1, исследовав материалы дела, дополнительные документы, судья краевого суда приходит к следующему.

Согласно частям 1, 3 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления должностному лицу, которым вынесено постановление, либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу.

В соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного в части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.

Судья районного суда, установив получение копии обжалуемого постановления ФИО1 06 мая 2022 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 61499371160825, размещенным на официальном сайте АО «Почта России» pochta.ru; пришел к правильному выводу о том, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от 05 мая 2022 г. истек 16 мая 2022 г., в связи с чем установил факт пропуска срока для обжалования с учетом подачи жалобы в районный суд 01 июня 2022 г.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, исходя из отсутствия уважительности причин пропуска срока обжалования, таких при рассмотрении ходатайства установлено не было (указанные заявителем таковыми судьей признаны не были, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами), судья отклонил ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и норм КоАП РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 17 июля 2012 г. № 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. № 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. № 465-О-О, от 21 июня 2011 г. № 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. № 1066-О-О и др.). Разъяснено, что часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, действующая во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса, не предполагает возможность произвольного удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

При этом законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока, указанного в части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, поэтому вопрос решается с учетом обстоятельств дела. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи жалобы в установленный срок.

Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы на указанное выше постановление, судья районного суда обоснованно пришел к выводу об отсутствии причин, подтверждающих уважительность пропуска предусмотренного законом срока обжалования.

Так, судьей обоснованно не приняты в качестве уважительности причин пропуска срока доводы о получении копии постановления 24 мая 2022 г., поскольку каких-либо доказательств подтверждающих данные обстоятельства ФИО1 не представлено. При этом в деле имеются доказательства о получении заявителем копии постановления 06 мая 2022 г., что в том числе опровергает указанные выше доводы.

Обстоятельств объективно исключающих возможность подачи жалобы ФИО1 в установленный срок по независящим от него причинам не установлено.

Нарушение в данном случае срока подачи жалобы связано с действиями самого заявителя, последствия которых в полном объеме возлагаются на него и не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока для подачи жалобы.

Доводы жалобы о пропуске срока обжалования в связи с нарушением Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234 (далее - Правила от 31 июля 2014 г. № 234), Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 947 (далее - Правила от 19 июня 2021 г. № 947), выразившихся в том, что преобразование постановления в почтовое отправление на бумажном носителе и его отправка заказным почтовым отправлением по адресу регистрации ФИО1 осуществлена не была, своего объективного подтверждения не нашли.

Согласно Правилам от 31 июля 2014 г. № 234 почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи (абзац первый пункта 32 Правил).

Особенности приема и доставки (вручения) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, установлены главой VI указанных Правил.

Направление отправителем простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, осуществляется с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи (пункт 51).

Информационная система организации федеральной почтовой связи предназначена для обеспечения пользователям услугами почтовой связи возможности отправки и получения простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа, с подтверждением фактов приема и доставки (вручения) таких отправлений. Направление простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, может осуществляться отправителями, прошедшими регистрацию в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - единая система идентификации и аутентификации) (пункты 52, 53 Правил от 31 июля 2014 г. № 234).

Пунктом 57 Правил от 31 июля 2014 г. № 234 предусмотрено, что доставка (вручение) по почтовому адресу пользователя услугами почтовой связи, указанному в информационной системе организации федеральной почтовой связи, простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в электронной форме, осуществляется при условии: а) прохождения пользователем услугами почтовой связи процедуры регистрации и авторизации в единой системе идентификации и аутентификации; б) подтверждения пользователем услугами почтовой связи в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или в информационной системе организации федеральной почтовой связи согласия на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, по почтовому адресу пользователя услугами почтовой связи, указанному в информационной системе организации федеральной почтовой связи.

В соответствии с пунктом 59 Правил в случае несоблюдения пользователем услугами почтовой связи условий, предусмотренных пунктами 57 и 58 указанных Правил, организация федеральной почтовой связи осуществляет распечатывание на бумажном носителе простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, а также их доставку (вручение) в порядке, установленном главой III данных Правил («Доставка (вручение) почтовых отправлений и выплата почтовых переводов»).

На основании пункта 32 Правил от 31 июля 2014 г. № 234 почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.

Из изложенных положений Правил от 31 июля 2014 г. № 234 следует, что направление отправлений в форме электронных документов допускается в силу того, что лицо прошло соответствующую регистрацию в федеральной государственной информационной системе. Без прохождения такой регистрации у Почты России отсутствует возможность передавать отправления в форме электронных документов.

В соответствии с частью 3 статьи 28.6 и частью 2 статьи 30.8 КоАП РФ утверждены Правила от 19 июня 2021 г. № 947 которые устанавливают порядок направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (пункт 1 Правил).

Пунктом 2 Правил от 19 июня 2021 г. № 947 предусмотрено, что экземпляр постановления по делу об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (далее - адресат), почтовым отправлением в форме электронного документа посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи, предусмотренной правилами оказания услуг почтовой связи.

Постановление, направленное в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, доставляется адресату в форме электронного документа путем его размещения в личном кабинете адресата на едином портале (пункт 3 Правил).

В силу пункта 8 Правил от 19 июня 2021 г. № 947 в случае подтверждения возможности доставки постановления в личный кабинет адресата на едином портале организация федеральной почтовой связи направляет оператору единого портала постановление в том виде и формате, в которых оно поступило в информационную систему организации федеральной почтовой связи в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 настоящих Правил, для его размещения в личном кабинете адресата на едином портале.

В день размещения постановления в личном кабинете адресата на едином портале оператор единого портала уведомляет об этом адресата посредством информационно-телекоммуникационных технологий, за исключением случая, когда адресат отказался от получения соответствующих уведомлений (пункт 9 Правил).

Согласно пунктам 10, 11 Правил от 19 июня 2021 г. № 947 постановление считается доставленным (врученным) адресату в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил на следующий день с момента его размещения в личном кабинете адресата на едином портале (при наличии согласия адресата на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале) или с момента входа адресата на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации в течение 7 дней со дня размещения постановления в личном кабинете на едином портале. Оператор единого портала осуществляет фиксацию факта и времени доставки (вручения) постановлений, направленных в соответствии с настоящими Правилами, и передает соответствующую информацию в информационную систему организации федеральной почтовой связи и в личный кабинет адресата на едином портале.

Пунктом 12 Правил от 19 июня 2021 г. № 947 установлены случаи когда организация федеральной почтовой связи осуществляет преобразование постановления в почтовое отправление на бумажном носителе и осуществляет его доставку (вручение) адресату в порядке, установленном правилами оказания услуг почтовой связи. К ним отнесены невыполнение условия, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил, также если в течение 7 дней со дня размещения постановления в личном кабинете адресата на едином портале адресат не осуществлял вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации (и при этом отсутствует или отозвано согласие адресата на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале), либо в случае отказа адресата от получения постановлений посредством единого портала в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Оператором единого портала в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 947 и утвержденных им Правил в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласно сообщению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № П13-1-08-109-48271 учетная запись пользователя ФИО1 зарегистрирована с 30 октября 2017 г., статус учетной записи – подтвержденная.

При этом оператором единого портала разъяснено, что в соответствии с Правилами от 19 июня 2021 г. № 947 при наличии согласия адресата на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале документ будет иметь статус «прочтено» в момент его поступления.

В судебном заседании в краевом суде, ФИО1, пояснил, что он имеет личный кабинет на сайте госуслуг, зарегистрирован в установленном порядке в данной системе, в мае 2022 г. он входил в свой личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг не со своего устройства, в результате данного входа ему стало известно о наличии оспариваемого постановления. При выяснении вопроса в связи с чем ему не пришло постановление, он установил, что в указанной системе по умолчанию включено получение постановления исключительно в личный кабинет на едином портале, после чего он изменил данную настройку и отказался от получения таким способом постановлений.

Из представленной оператором единого портала информации о статусе подписки на получение электронных уведомлений в отношении пользователя ФИО1 относительно автоштрафов установлен отказ от подписки с 06 июля 2022 г., то есть до указанной даты получение постановлений по делу об административном правонарушении осуществлялось исключительно в личный кабинет на едином портале, что согласуется с пояснениями данными ФИО1 в судебном заседании в краевом суде.

Из информации о поступивших уведомлениях на ЕПГУ (портал Госуслуг) следует, что постановление № 1881055922050500043 от 05 мая 2022 г. в соответствии с пунктом 3 Правил от 19 июня 2021 г. № 947 размещено в личном кабинете ФИО1 05 мая 2022 г. и 06 мая 2022 г. в соответствии с пунктом 10 указанных Правил доставлено (вручено) адресату в связи с чем в личном кабинете был установлен статус «прочтено» пользователем. Данные сведения предоставлены оператором единого портала в связи с чем оснований ставить их под сомнение не имеется.

С учетом изложенного, содержания Правил от 19 июня 2021 г. № 947, от 31 июля 2014 г. № 234, оснований для преобразования постановления в почтовое отправление на бумажном носителе и его доставку ФИО1, в соответствии с пунктом 12 Правил от 19 июня 2021 г. № 947, не имелось.

Таким образом, вывод судьи районного суда о получении ФИО1 постановления 06 мая 2022 г. и исчисление срока для обжалования с указанной даты является обоснованным, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормативным актам подлежащим применению к данным правоотношениям.

Иное толкование заявителем Правил от 19 июня 2021 г. № 947, от 31 июля 2014 г. № 234 не свидетельствует о допущенных процессуальных нарушениях требований КоАП РФ, неверном применении указанных Правил и не влечет отмену определения судьи районного суда.

При указанных обстоятельствах определение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 04 июля 2022 г. является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

определение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 04 июля 2022 г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья - (подпись)