ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-806/2022 от 07.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59RS0004-01-2022-003578-93

Судья Насибуллина М.Х.

Дело № 71-806/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 07 сентября 2022 года

Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Якимовой Елены Владимировны на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 28 июля 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ленина, 10»,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 28 июля 2022 г. Товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ленина, 10» (далее - ТСН «ТСЖ «Ленина, 10) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, защитник ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» Якимова Е.В. просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что председатель правления ТСН уже был привлечен по данному факту к административной ответственности.

В рассмотрении дела в краевом суде законный представитель юридического лица, извещенный надлежаще, участие не принимал.

Защитник Никишина Е.И. в судебном заседании жалобу поддержала.

Прокурор Синева А.М. просила оставить постановление без изменения.

Заслушав защитника, прокурора, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Пунктом 2 статьи 6 названного Федерального закона установлено, что статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 стати 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Привлекая ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно исходил из наличия в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения заместителя прокурора Ленинского района г. Перми № 2-18 от 10 марта 2022 г. прокуратурой Ленинского района г. Перми по обращению Б. инициирована проверка в отношении ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» по соблюдению жилищного законодательства, законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

В ходе проведения проверки 10 марта 2022 г. по результатам проверки ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» прокуратурой Ленинского района г. Перми направлено требование № 2-18-22 о предоставлении в течение 5 рабочих дней информации и документов: письменные пояснения по вопросу рассмотрения обращений Б. от 28.12.2021 г., от 09.02.2022 г. в адрес ТСН; копии поступивших от Б. обращений и ответы на них; сведения, является ли Б. собственником помещения в доме № 10 по ул. Ленина г. Перми; заверенные копии реестров собственников помещений в многоквартирном доме, реестра членов ТСН по состоянию на 07.02.2022 г., на 10.03.2022 г.; заверенную копию паспорта председателя правления ТСН Г.

Данное требование было направлено ТСН «ТСЖ «Ленина, 10», 11 апреля 2022 г. почтовое отправление возвращено в связи с истечением срока хранения, не исполнено.

Также в ходе проверки ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» 22 марта 2022 г. внесено представление № 2-21-22 об устранении нарушений жилищного законодательства с требованиями: безотлагательно рассмотреть представление с участием прокурора, известив прокурора о дате и времени рассмотрения представления; принять меры по устранению допущенных нарушений закона: предоставить Б. запрошенную информацию - реестр собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 10; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения закона; о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в течение месяца со дня получения представления.

Представление 04 апреля 2022 г. было направлено ТСН «ТСЖ «Ленина, 10», 06 мая 2022 г. почтовое отправление возвращено в связи с истечением срока хранения. Представление в установленный срок не рассмотрено, ответ на него в прокуратуру района не поступил.

07 апреля 2022 г. в связи с поручением, поступившим из прокуратуры Пермского края, прокуратурой Ленинского района г. Перми ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» направлено требование № 2-18-22 о предоставлении в течение 5 рабочих дней информации и документов: письменные пояснения по вопросу рассмотрения обращений Б. от 28.12.2021 г., от 09.02.2022 г. в адрес ТСН; копии поступивших от Б. обращений и ответы на них. Требование 08 апреля 2022 г. было направлено ТСН «ТСЖ «Ленина, 10», 11 мая 2022 г. почтовое отправление возвращено в связи с истечением срока хранения. Запрашиваемые документы представлены не были.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения и.о. заместителя прокурора Ленинского района г. Перми 07 июня 2022 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» с последующим привлечением его постановлением судьи районного суда к административной ответственности.

Факт совершения данного административного правонарушения и виновность ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июня 2022 г., которым зафиксировано событие административного правонарушения; решением прокурора о проведении проверки от 10 марта 2022 г.; требованием о предоставлении информации от 10 марта 2022 г., № 2-18-22; представлением №2-21-22 от 22 марта 2022 г.; требованием о предоставлении информации от 07 апреля 2022 г. № 2-18-22; обращениями Б.; поручением прокуратуры Пермского края об организации рассмотрения обращения Б.; копией устава ТСН «ТСЖ «Ленина, 10»; отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами; иными материалами дела.

Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к верному выводу об умышленном неисполнении ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, и обоснованно сделал вывод о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Факт привлечения постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Перми от 30 июня 2022 г. к административной ответственности по тому же факту нарушения председателя правления ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» Г. само по себе не влечет освобождение названного юридического лица от установленной статьей 17.7 КоАП РФ административной ответственности.

В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, введенные Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ, во взаимосвязи с требованиями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ применению к обстоятельствам настоящего дела не подлежат в силу следующего.

В соответствии с введенной в действие с 6 апреля 2022 года нормой кодекса, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых приведенным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств наличия объективных причин невозможности выполнения ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно принятия всех зависящих от него мер для его выполнения, в материалы дела не представлено.

В рассматриваемом случае юридическое лицо, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 17.7 указанного Кодекса.

Обязанность своевременно получать почтовую корреспонденцию, доставляемую адресату по указанному им адресу, является исключительно обязанностью адресата. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по юридическому адресу ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» корреспонденцией, является риском для него самого, и несением всех неблагоприятных последствий.

С учетом установленных по делу обстоятельств, бездействие ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» правильно квалифицировано судьей районного суда по статье 17.7 КоАП РФ, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Выводы, изложенные в постановлении судьи районного суда, должным образом мотивированы, сделаны с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть размещено в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Следовательно, собственник, иное лицо (в данном случае Б.), инициируя общее собрание, не имя реестра собственников, лишен возможности соблюсти требования части 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ по личному уведомлению собственников о проведении собрания в отсутствие решения собственников об ином способе уведомления.

В связи с чем требование прокурора от 10 марта 2022 г., 07 апреля 2022 г. о предоставлении информации и документов, представление от 22 марта 2002 г. об устранении нарушений жилищного законодательства являются законными обоснованными, соответствует требованиям действующего законодательства, указанные в представлении факты нарушения как жилищного законодательства подтверждены материалами дела, сомнений не вызывают.

Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судьи районного суда не опровергают.

Между тем, имеются основания для изменения постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 28 июля 2022 г. в связи со следующим.

В постановлении содержится вывод о том, что ТСН «ТСЖ «Ленина, 10», в том числе, не выполнено законное требование прокурора от 10 марта 2022 г. Срок выполнения данного требования истек 11 апреля, что также подтверждается постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что правонарушения, выразившееся в невыполнении указанного требования прокурора, совершено 12 апреля 2022 г.

Поскольку согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения юридических лиц к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ составляет три месяца, на день вынесения постановления судьей районного суда он истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление судьи районного суда подлежит изменению путем исключения из него вывода о виновности ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» в невыполнении требования прокурора от 10 марта 2022 г. № 2-18-22, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение указанного требования на день привлечения к административной ответственности истек.

Указанные изменения судебного акта не ухудшают положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 28 июля 2022 г., вынесенное в отношении Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ленина, 10» по делу об административном правонарушении в предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из него вывод о виновности Товарищества собственников ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» в невыполнении требования прокурора от 10 марта 2022 г. № 2-18-22.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу защитника Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ленина, 10» Я. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)