ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-840/2022 от 29.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Гуляева Л.В.

Дело № 71-840/2022

УИД 81RS0006-01-2022-001089-17

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 29 сентября 2022 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., с участием прокурора Вохмяниной Ю.М., рассмотрев в судебном заседании протест Кудымкарского городского прокурора Гайфуллина Дамира Тахировича на постановление судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 02 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 02 сентября 2022 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы города Кудымкара - главы администрации города Кудымкара ФИО1, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте, принесенном в Пермский краевой суд, Кудымкарский городской прокурор Гайфуллин Д.Т. просит постановление судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение, указывая на его незаконность, ссылаясь на неверность оценки судьей представленных доказательств и ошибочности выводов сделанных на их основании.

В судебном заседании в краевом суде ФИО1, защитники М., П., извещенные надлежаще, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, возражений, заслушав прокурора Вохмянину Ю.М., поддержавшую протест, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 3 стати 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что в связи с обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С. в интересах жителей дома, расположенного по адресу: ****, по вопросу несогласия со строительством торгового объекта, расположенного около домов №** и ** по ****, Кудымкарской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения норм градостроительного законодательства.

В ходе проверки установлено, что 13 августа 2020 г. О. администрацией города Кудымкара выдано разрешение на строительство здания магазина по адресу: ****, который введен в эксплуатацию на основании разрешения от 24 ноября 2020 г., при получении разрешения на строительство О. к пояснительной записке не были приложены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, кроме того расстояние между жилым домом ** по ул. **** и зданием магазина ** по ул. **** составляет 12,8 м.

03 августа 2021 г. Кудымкарским городским прокурором главе города Кудымкара – главе администрации города Кудымкара внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства с требованием рассмотреть его с участием представителя Кудымкарской городской прокуратуры, незамедлительно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении начальника отдела архитектуры администрации города Кудымкара Ч. и иных виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления сообщить в Кудымкарскую городскую прокуратуру в письменной форме в течение месяца с момента получения представления.

Представление прокурора поступило в администрацию города Кудымкара 09 августа 2021 г. и рассмотрено 03 сентября 2021 г.

Главой города Кудымкара – главой администрации города Кудымкара ФИО1 по результатам рассмотрения протеста 09 сентября 2021 г. в Кудымкарскую городскую прокуратуру направлен письменный ответ об отсутствии нарушения градостроительного законодательств указанного в представлении.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 27 января 2022 г. заместителем Кудымкарского городского прокурора постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении главы города Кудымкара – главы администрации города Кудымкара ФИО1

Основанием для прекращения производства по делу в отношении ФИО1 в связи с отсутствием в ее действиях вменяемого состава административного правонарушения послужили изложенные в постановлении судьи от 02 сентября 2022 г. выводы о том, что законность представления прокурора при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлена, факт умышленного невыполнения главой города Кудымкара – главой администрации города Кудымкара ФИО1 требования прокурора, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом, объективно не подтвержден.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Указанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела судьей городского суда выполнены не были.

В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Пермского края от 04 мая 2008 г. № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет особенности организации и правового регулирования муниципальной службы в Пермском крае, для целей настоящего Закона применяются следующие термины: 1) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта); 2) муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета; 5) лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими.

Настоящим законом не определяется статус депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Уставом Кудымкарского городского округа, принятого решением Кудымкарской городской Думы от 11 октября 2005 г. № 60 определено, что высшим должностным лицом муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» является глава города Кудымкара - глава администрации города Кудымкара (часть 5 статьи 1).

Структуру органов местного самоуправления Кудымкарского городского округа составляют, в том числе глава города Кудымкара - глава администрации города Кудымкара (часть 5 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 18).

В силу части 1 статьи 27 Устава глава города Кудымкара возглавляет администрацию города Кудымкара и исполняет полномочия главы администрации города Кудымкара.

Глава города Кудымкара избирается Кудымкарской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно части 1 статьи 28 Устава полномочия главы города Кудымкара - главы администрации города Кудымкара устанавливаются федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, решениями Кудымкарской городской Думы.

Частью 2 статьи 32 Устава установлено, что администрацией города Кудымкара руководит глава города Кудымкара на принципах единоначалия.

ФИО1 решением Кудымкарской городской Думы от 04 марта 2020 г. № 16 избрана главой города Кудымкара – главой администрации города Кудымкара и вступила в должность.

Учитывая изложенное должность главы города Кудымкара – главы администрации города Кудымкара является выборной, в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в муниципальном образовании «Городской округ-город Кудымкар» утвержденным решением Кудымкарской городской Думы от 24 октября 2014 г. № 94 к должностям муниципальной службы не относится, следовательно, административное наказание в виде дисквалификации в данном случае не может быть применено.

Следует учесть, что основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 30 Устава, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.

Согласно части 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 КоАП РФ, рассматриваются судьями.

Исходя из абзаца 6 части 3 названной статьи, по общему правилу дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов (абзац 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

В данном случае критерием отнесения рассмотрения дела судьей районного суда является предусмотренное санкцией статьи 17.7 КоАП РФ административное наказание в виде дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.

В рассматриваемом случае постановление о признании виновной в совершении административного правонарушения вынесено в отношении главы города Кудымкара - главы администрации города Кудымкара ФИО1, которая является выборным должностным лицом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела административное расследование по настоящему делу не проводилось.

Таким образом, условия, предусмотренные абз. 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ для признания данного дела подлежащим рассмотрению судьей районного суда, отсутствуют.

Соответственно дело подлежало рассмотрению мировым судьей в течение трех месяцев (по 08 декабря 2021 г. включительно), несмотря на это, дело рассмотрено судьей районного суда, постановление вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности 02 сентября 2022 г.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 г. № 623-О-П и от 15 января 2009 г. № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

При таких обстоятельствах постановление судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 02 сентября 2022 г., вынесенное в отношении главы города Кудымкара - главы администрации города Кудымкара ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 17.7 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Учитывая, что на момент рассмотрения в Пермском краевом суде протеста прокурора срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, что исключает возможность устранения допущенных процессуальных нарушений, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 02 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении главы города Кудымкара - главы администрации города Кудымкара ФИО1, отменить.

Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья - (подпись)