Судья Богомолова Л.А.
Дело № 71-859/2022
УИД 59RS0001-01-2022-001514-42
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 12 октября 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием защитника Мокрушина А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад **» г. Перми - Мокрушина Андрея Алексеевича на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 12 апреля 2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад **» г. Перми,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 12 апреля 2022 г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад **» г. Перми (далее - МАДОУ «Детский сад **» г. Перми, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Мокрушин А.А. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, не установление вины юридического лица.
При рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель юридического лица, извещенный надлежаще, участие не принимал.
В судебном заседании в краевом суде защитник Мокрушин А.А. на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Мокрушина А.А., представителя административного органа ГУ МЧС России по Пермскому краю Л., исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В силу части 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Из материалов дела следует, что 15 марта 2022 г. инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы города Перми по Дзержинскому району 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краюв отношении МАДОУ «Детский сад **» г. Перми составлен протокол № 19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу МАДОУ «Детский сад **» г. Перми 15 февраля 2022 г. в 17 часов 30 минут по адресу: **** нарушен принцип эвакуации из помещений групп второго этажа (эвакуация осуществляется через помещение соседней группы через одну лестничную клетку, отсутствуют вторые выходы из групп второго этажа). Проектная документация, подтверждающая комплексную безопасность нахождения людей в здании, не представлена – указанное нарушение выражается в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности. При этом постановлением заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНПР по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 17 июня 2021 г. (резолютивная часть оглашена 15 июня 2021 г.) № 98 МАДОУ «Детский сад **» г. Перми было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вступившим в законную силу 27 июня 2021 г.
Основанием для привлечения МАДОУ «Детский сад **» г. Перми к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемом постановлении судьи районного суда выводы о совершении им повторно административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ на объекте защиты, отнесенном к категории значительного риска, выражающееся в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Делая вывод о виновности МАДОУ «Детский сад **» г. Перми в совершении вмененного административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что привлекаемым к административной ответственности юридическим лицом нарушены требования пожарной безопасности (несоответствие эвакуационных путей и эвакуационных выходов) на объекте, отнесенном к категории значительного риска.
Однако состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного МАДОУ «Детский сад **» г. Перми административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, выражается в совершении повторно на объекте, отнесенном к категории значительного риска административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выражающееся в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Таким образом, часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При описании совершенного лицом правонарушения, диспозиция которого носит бланкетный характер, в протоколе должны быть в обязательном порядке с учетом требований статьи 28.2 КоАП РФ указаны какие конкретно нарушения требований пожарной безопасности не выполнены привлекаемым лицом, приведены нормативные документы по пожарной безопасности иные документы, содержащие такие требования.
Между тем протокол об административном правонарушении, составленный в отношении МАДОУ «Детский сад **» г. Перми, не содержит ссылок на нормативные требования пожарной безопасности, нарушение которых вменяется учреждению.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства являлись основанием для возврата судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, его составившему для устранения недостатков в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Поскольку протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое лицу обвинение, отсутствие в нем описания события административного правонарушения является по смыслу статей 26.1, 28.2 КоАП РФ его существенным недостатком.
Так как при составлении протокола об административном правонарушении и привлечении МАДОУ «Детский сад **» г. Перми к административной ответственности допущены существенные нарушения, устранение которых на стадии рассмотрения судьей краевого суда жалобы невозможно, что влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством. Постановление судьи районного суда, основанное на таком протоколе, не может быть признано законным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 12 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении МАДОУ «Детский сад **» г. Перми подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 12 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад **» г. Перми отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья - (подпись)