ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-88/2018 от 29.06.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Оськина А.В. дело № 71-88/2018

Р Е Ш Е Н И Е

29 июня 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алёнушка» муниципального образования Курильский городской округ Сахалинской области ФИО2 на постановление судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 26 февраля 2018 года по делу о привлечении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алёнушка» к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Курильского районного суда от 26 февраля 2018 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования Курильский городской округ Сахалинской области (далее МБДОУ детский сад «Алёнушка») привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В жалобе, поступившей в Сахалинский областной суд, законный представитель МБДОУ детский сад «Алёнушка» ФИО2 не оспаривая постановление по существу, просит о снижении назначенного обществу наказания до 75 000 рублей.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя министерства образования Сахалинской области ФИО3, возразившую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 29 ноября 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями.

В силу частей 6 и 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 91 Федерального закона № 273-ФЗ и статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (далее Федеральный закон № 99-ФЗ) предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, которым утверждено «Положение о лицензировании образовательной деятельности» (далее Положение).

Согласно подпункту «з» пункта 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В силу пункта 9 названного Положения нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных, в частности, подпунктом «з» пункта 6 Положения, повлекших за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Как следует из материалов дела, МБДОУ детский сад «Алёнушка» имеет лицензию от 29 марта 2017 года № 106-ДС на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ.

23 октября 2017 года в Министерство образования Сахалинской области из Главного управления МЧС России по Сахалинской области поступила информация о несоответствии помещения МБДОУ детский сад «Алёнушка», расположенного по адресу: <...>, требованиям пожарной безопасности, что создает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Указанная информация явилась основанием для издания 25 октября 2017 года министром образования Сахалинской области распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки МБДОУ детский сад «Алёнушка».

В рамках проверки министерством образования Сахалинской области в Главном управлении МЧС России по Сахалинской области запрошена информация о наличии в помещении названного образовательного учреждения нарушений требований пожарной безопасности, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Главное управление МЧС России по Сахалинской области представило в министерство образования Сахалинской области материалы внеплановой выездной проверки помещений указанного образовательного учреждения, оформленные актом проверки Главное управление МЧС России по Сахалинской области от 20 ноября 2017 года, согласно которому отделка полов в групповых ячейках, спортивного и музыкального залов, административно-бытовых помещений (кабинет директора, логопеда, психолога), кладовых и складских помещений выполнена паркетом штучным и поливинилхлоридной плиткой, которые являются материалами класса пожарной опасности КМЗ и КМ5, огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака не обеспечивает огнезащитную эффективность, здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, в помещении поста охраны (помещение с круглосуточным пребывание дежурного персонала) не подается сигнал (световой и звуковой) о включении пожарных насосов, то есть установлены нарушения, создающие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При этом, Управление сообщило о наличии у МБДОУ детский сад «Алёнушка» заключения от 13 января 2017 года о соответствии помещений данного образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности, выданного Главным управлением МЧС России по Сахалинской области по результатам изучения документов учреждения.

На основании представленной Главным управлением МЧС России по Сахалинской области информации Министерство образования Сахалинской области пришло к выводу о том, что МБДОУ детский сад «Алёнушка» не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации, то есть, названным учреждением осуществляется образовательная деятельность с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией на право ее осуществления, что отражено в акте проверки от 28 ноября 2017 года и явилось основанием для привлечения МБДОУ детский сад «Алёнушка» к административной ответственности.

Нарушения требований пожарной безопасности в помещениях МБДОУ детский сад «Алёнушка» были выявлены Главным управлением МЧС России по Сахалинской области и ранее в результате обследования, проведенного в декабре 2016 года, которым сделано заключение о несоответствии помещений требованиям пожарной безопасности.

Доказательств, свидетельствующих о принятии МБДОУ детский сад «Алёнушка» мер по устранению нарушений, в деле не имеется.

Нарушения, выявленные в результате проверки, проведенной в ноябре 2018 года, аналогичны нарушениям, зафиксированным в декабре 2016 года.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах заключение Главным управлением МЧС России по Сахалинской области от 13 февраля 2018 года о соответствии помещений МБДОУ детский сад «Алёнушка» требованиям пожарной безопасности не может быть принято в качестве допустимого доказательства соблюдения учреждением лицензионных требований.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МБДОУ детский сад «Алёнушка» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории соблюден.

Наказание определено в пределах минимальной санкции вмененного МБДОУ детский сад «Алёнушка» состава административного правонарушения.

Оснований для определения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, либо жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Характер совершенного административного правонарушения, свидетельствующий об осуществлении учреждением образовательной деятельности в помещении с многочисленными нарушениями требований пожарной безопасности, влекущих возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью находящихся в нем людей, включая детей, не смотря на осведомленность учреждения об имеющихся нарушениях, и не принятие им своевременных мер к устранению нарушений, не дает возможность суду применить положения вышеприведенной нормы.

При таких обстоятельствах оснований для изменения судебного постановления и удовлетворения жалобы законного представителя МБДОУ детский сад «Алёнушка» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

постановление судьи Курильского районного суда от 26 февраля 2018 года оставить без изменения, жалобу заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алёнушка» муниципального образования Курильский городской округ Сахалинской области ФИО2 – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова