Судья Береснева О.Р.
Дело № 71-96/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение по делу об административном правонарушении
09 июня 2020 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Токмачева Н.И.
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 (Выписка из ЕГРЮЛ от <...> № № <...>),
защитника Стрельчук Е.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
товарищества собственников жилья «Возрождение» (далее - ТСЖ «Возрождение», товарищество), юридический адрес: <...>, ОГРН № <...>, ИНН № <...>, КПП № <...>
по жалобе товарищества на решение судьи Смидовичского районного суда ЕАО от <...>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника государственной жилищной инспекции ЕАО (далее - ГЖИ ЕАО) П.Е.В. от <...>№ <...> ТСЖ «Возрождение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Согласно данному постановлению от <...> административное правонарушение выразилось в том, что на день проверки <...> товариществом при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (далее - МКД), в нарушение требований части 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), раздела IV Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), не организовано аварийно-диспетчерское обслуживание.
Решением судьи Смидовичского районного суда ЕАО от <...> названное постановление административного органа от <...> оставлено без изменения, жалоба ТСЖ «Возрождение» - без удовлетворения.
На указанное решение судьи районного суда от <...> законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, председатель правления товарищества ФИО1 подала жалобу с просьбой об отмене постановления административного органа от <...>, решения судьи от <...> и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Мотивируя жалобу, выразила несогласие с выводом суда о том, что требования об организации аварийно-диспетчерской службы были выполнены после обнаружения факта совершения административного правонарушения.
Отмечает, что судья районного суда пришёл к такому выводу, поскольку приказ ТСЖ «Возрождение» от <...> «Об организации аварийно-диспетчерской службы» и дополнительные соглашения от <...> к трудовым договорам с Ч.Е.А. и О.Р.С. оформлены после обнаружения факта совершения административного правонарушения.
Между тем судьёй не учтено, что вышеуказанными документами товарищество привело в соответствие трудовые правоотношения со своими работниками. ТСЖ «Возрождение» фактически осуществляло аварийно-диспетчерское обслуживание дома с сентября 2019 года и выполняло все требования пунктов 10, 12, 13, 14 Правил № 416, а именно: все сообщения принимались круглосуточно, регистрировались и отрабатывались.
По мнению автора жалобы, административная ответственность по статье 7.22 КоАП РФ устанавливается не за документальное не оформление наличия аварийно-диспетчерской службы, а за её фактическое отсутствие.
Обращает внимание, что собственник жилого помещения Б.М.А., подавший жалобу в ГЖИ ЕАО является сотрудником управляющей компании, которая управляла домом до сентября 2019 года, и целью её подачи было не наличие нарушений по управлению домом, а дискредитация работы товарищества, с целью вернуть управляющую компанию.
Указывает, что жители дома, которые финансируют деятельность товарищества должны дополнительно оплатить штраф за отсутствие аварийно-диспетчерской службы, несмотря на то, что такая служба фактически была и функционировала и жители несли затраты по её содержанию - оплачивали заработную плату председателя, сантехника и электрика.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 доводы жалобы поддержала.
Защитник Стрельчук Е.С. поддержала позицию доверителя.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения ФИО1, прихожу к выводу об отсутствие оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления административного органа.
В силу части 1 статьи 30.3, частей 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ жалоба на решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть подана в вышестоящий суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Согласно штемпелю на почтовом конверте жалоба ФИО1 направлена в суд <...> (л.д. 105), то есть сдана в организацию связи в установленный частью 1 статьи 30.3, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения <...> копии решения судьи от <...> (л.д. 99).
Статьёй 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом (МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД (часть 1).
Одним из способов управления МКД является управление товариществом собственников жилья (пункт 2 части 2).
При управлении МКД товариществом собственников жилья указанное товарищество несёт ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах. Указанные товарищества могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (часть 2.2).
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению МКД, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления МКД.
В соответствии с названными Правилами № 416 под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьёй 161 ЖК РФ, а также определённых решением собственников помещений в МКД (пункт 2).
Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в МКД, в том числе путём заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба) (пункт 9).
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем МКД, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 названных Правил, заявок собственников и пользователей помещений в МКД по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в МКД, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления МКД, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению МКД, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения (пункт 10).
Работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно. Сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного оборудования, отражаются аварийно-диспетчерской службой в соответствующих журналах, которые ведутся, в том числе, в форме электронных документов (пункт 12).
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет приём и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в МКД. Регистрация заявок осуществляется в журнале заявок собственников и пользователей помещений в МКД или в автоматизированной системе учёта таких заявок (при её наличии). Журнал учёта заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы. Аварийно-диспетчерская служба обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление по желанию собственников и пользователей помещений в МКД, в отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в журнал учёта заявок записями (пункт 17).
Кроме того, подпунктом «а» пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, на лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в МКД, возложена обязанность обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы.
Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 545-ст утверждён и введён в действие «ГОСТ Р56037-2014. Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления МКД. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования» (далее - ГОСТ Р56037-2014), который распространяется на услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания, выполняемые лицами в рамках заключенного договора управления МКД.
В соответствии с требованиями названного ГОСТ Р 56037-2014 под аварийно-диспетчерской службой понимается служба, в которой объединены функции аварийно-ремонтной и диспетчерской служб (пункт 3.1); диспетчер (оператор) это должностное лицо диспетчерской службы, принимающее, перерабатывающее, анализирующее и фиксирующее поступающую информацию, заявки и обращения об аварийных ситуациях и неисправностях, обеспечивающее и отвечающее за координацию действий аварийно-ремонтных служб при ликвидации аварийных ситуаций и неисправностей (пункт 3.2).: исполнитель: лицо, оказывающее услуги диспетчерского и (или) аварийно-ремонтного обслуживания (пункт 3.3).
Диспетчерская и аварийно-ремонтная службы должны быть обеспечены картой (схемой) местности, списком и адресами иных аварийно-ремонтных и диспетчерских служб, журналом учёта аварий, домашними адресами руководителей аварийно-ремонтных и диспетчерских служб, их домашними и служебными телефонами, комплектом технической документации на МКД, схемами всех отключающих и запорных узлов внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, планами подземных коммуникаций, а также техническими условиями коммунальных ресурсов, мониторинг которых поручается осуществлять диспетчерской службе (пункт 4.1).
Исполнитель организует круглосуточную работу диспетчерской службы и диспетчера (оператора), обеспечив при необходимости отдельным помещением, журналами учёта и контроля, средствами связи, в том числе и оперативной, с рабочими аварийно-ремонтных служб, находящихся на линии (пункт 6.3).
Для выполнения работ (услуг), связанных с устранением аварий и неисправностей, возникающих при работе внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, в том числе лифтов, установленных в МКД, исполнитель организует и обеспечивает работу аварийно-ремонтной службы, укомплектовав её квалифицированными специалистами, транспортом (спецтехникой), оборудованием, инструментами и приспособлениями при необходимости (пункт 7.1).
Персонал аварийно-ремонтной службы и материальная часть должны находиться в полной готовности, обеспечивающей выезд и прибытие бригад к месту аварий в любое время суток (пункт 7.4).
Оказание услуг диспетчерского и (или) аварийно-ремонтного обслуживания должно быть организовано круглосуточно, службы укомплектованы средствами оперативной связи, квалифицированными специалистами, транспортом, техникой (спецтехникой) и другим необходимым оборудованием и приспособлениями (пункт 10.1).
Из материалов дела следует, что с <...> ТСЖ «Возрождение» осуществляет управление поименованным МКД, в связи с этим является лицом, ответственным за содержание общего имущества домав соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании распоряжения (приказа) заместителя начальника ГЖИ ЕАО Н.А.В. от <...>№ <...> в период с <...> по <...> в отношении ТСЖ «Возрождение» проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении от <...>№ <...>.
По результатам проверки составлен акт от <...>№ <...>, согласно которому в присутствии председателя товарищества ФИО1 установлено, что аварийно-диспетчерское обслуживание поименованного МКД не организовано.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ТСЖ «Возрождение» подтверждены совокупностью исследованных административным органом доказательств, дополнительно проверенных судьёй районного суда, получивших оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, доказательств организации деятельности аварийно-диспетчерской службы в МКД, находящегося в управлении товарищества, соответствующей Правилам № 416 и ГОСТу Р56037-2014, в период с <...> по день проверки <...>, не представлено.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ТСЖ «Возрождение» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения товариществом правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, не представлены таковые и в судебное заседание при рассмотрении жалобы.
Напротив, из объяснений председателя товарищества ФИО1 от <...>№ <...> следует, что ТСЖ «Возрождение» заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в связи с этим содержать аварийно-спасательную службу в товариществе нецелесообразно.
Протокол об административном правонарушении от <...> и постановление от <...> в отношении товарищества соответствуют требованиям КоАП РФ, вынесены уполномоченными должностными лицами в соответствии с их компетенцией, предусмотренных действующим законодательством, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При определении товариществу вида и размера административного наказания административный орган верно установил и проанализировал обстоятельства совершения административного правонарушения, учёл характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и назначил административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ для юридических лиц.
Оснований для переоценки данных обстоятельств и изменения назначенного наказания не усматривается.
Довод жалобы о том, что ТСЖ «Возрождение» фактически осуществляло аварийно-диспетчерское обслуживание дома с сентября <...> года и выполняло все требования пунктов 10, 12, 13, 14 Правил № 416, без документального оформления, голословен. Наличие в штате товарищества электрика с <...> и слесаря-сантехника с <...>, создание группы «Наш дом» в социальных сетях, само по себе не отвечает выше приведённым требованиям, предъявляемым к аварийно-диспетчерской службе, в том числе пунктам 10, 12, 13, 14 Правил № 416.
Иных доводов, опровергающих законность и обоснованность постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит, а по существу направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не может повлечь освобождение товарищества от административной ответственности.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены постановления должностного лица о привлечении ТСЖ «Возрождение» к административной ответственности и решения судьи по жалобе на него, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Смидовичского районного суда от <...>, которым оставлено без изменения постановление начальника государственной жилищной инспекции ЕАО П.Е.В. от <...>№ <...> в отношении товарищества собственников жилья «Возрождение» о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ТСЖ «Возрождение» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева