ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-96/2017 от 22.03.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Хабаров Н.В. дело № 71-96/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2017 года жалобу защитника юридического лица Воробцова Е.А. на постановление судьи Серовского районного суда Свердловской области от 09 декабря 2016 года, которым

Обществу с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис»

(далее по тексту ООО «ТМХ-Сервис»),

назначено административное наказание в виде штрафа в размере 85000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

ООО «ТМХ-Сервис» привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности по сбору, обработке и размещению отходов III класса опасности, не связанной с извлечением прибыли, без соответствующей лицензии.

Правонарушение обнаружено в ходе проверки, проведенной Серовской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Роспотребнадзора, 07 сентября 2016 года по адресу: Свердловская область, г. Серов, пос. Сортировка.

В жалобе и дополнениях к ней защитник общества ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращения производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что общество не может быть соискателем на получение лицензии на обращение с отходами I-IV класса опасности, поскольку не осуществляет деятельность по обращению с отходами. Обработку и обезвреживание отходов, образованных после сервисного обслуживания локомотивов производит сторонняя организация (ООО «Интер»), с которой заключен соответствующий договор. Отходы, которые накапливаются при производственно-хозяйственной деятельности, лицензированию не подлежат.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав помощника прокурора Якубович Н.Н., защитников Воробцова Е.А., Вилкова А.И., специалиста Росприроднадзора ФИО1, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в связи со с следующим.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.

Как усматривается из материалов дела, сотрудниками Серовской транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения экологического законодательства деятельности Сервисного локомотивного депо «Серов» - филиала «Западно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис.

В ходе проверки было установлено, что ООО «ТМХ-Сервис» осуществляет сервисное обслуживание локомотивов в пос. Сортировка, г. Серова, Свердловской области. В Депо имеется нефтеуловитель и блочный модульный водоочистной комплекс для очистки производственных стоков, в котором происходят процессы: фильтрации, разделения систем на состовляющие – нефтепродукты и воды, после чего нефтепродукты изымаются и хранятся в металлической бочке. В процессе хозяйственной деятельности работники Депо ежемесячно осуществляют обслуживание указанных комплексов – замену фильтров, очистку шлама, контролируют процесс очистки производственных стоков, которое проводят работники Депо.

Так, работниками была произведена выкачка промышленных стоков и произведена замена фильтрующих накопителей, зачистка и промывание бункеров, то есть осуществляют обработку отходов III класса опасности без соответствующей лицензии.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая учреждение виновным в совершении данного правонарушения, судья районного суда исходил из доказанности совершения обществом вменяемого правонарушения. В основу такого вывода положена совокупность собранных по делу доказательств.

Между тем в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доводы защитника об отсутствии оснований на получение лицензии по обработке отходов III класса опасности судьёй районного суда опровергнуты не были, а представленные прокуратурой доказательства виновности Общества должной оценки не получили.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Требование к лицензиату для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности закреплено Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 года № 1062.

В силу п. б ст. 3 указанного постановления Правительства лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Исходя из положений указанных норм, для установления оснований на получение лицензии по обработке отходов III класса опасности необходимо установить, каким способом происходит извлечение компонентов отходов для их повторного использования или утилизации, то есть процесс образования отходов и их обработка согласно технологическому процессу, осуществляемому в локальном очистном сооружении на основе использования блочно-модульного водоочистного комплекса «Урал-д-10».

Имеющиеся в материалах дела объяснения инженера по охране окружающей среде, главного механика сервисного локомотивного депо «Серов», акт проведения работ по очистке канализационных колодцев, акт о замене фильтрующих наполнителей и выкачке промышленных стоков из нефтеуловителя и оборотного отстойника, не свидетельствуют об обработке отходов III класса опасности, поскольку ручная обработка отходов, образованных от технического обслуживания установки БМВК «Урал-д-10» в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 года № 1062 к таковой не относится.

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследованы не были.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Серовского районного суда Свердловской области от 09 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья Ю.А. Филиппова