ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 719/2022 от 09.03.2022 Калининского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело – 719/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2022 года <адрес>

Калининский районный суд <адрес>

в составе:

Председательствующего судьи Разуваевой Е.А.

При секретаре Черикчиевой Ш.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Почта России» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Почта России» о защите прав потребителей, просил признать незаконными действия АО «Почта России», как оператора государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, по неисполнению обязанности в соответствии с требованиями ст. 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» по не предоставлению письменного ответа по существу поставленных в обращении от 09.10.2021г. вопросов в установленный законом срок. Обязать АО «Почта России» в течение 15 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить в адрес ФИО1 письменный ответ по обращению от 09.10.2021г., зарегистрированным за номером 0031407506, по существу поставленных в обращении вопросов согласно требованиям Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1, является собственником домовладения по адресу <адрес>.

Истец ФИО1 зарегистрирован в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и согласно п. 3 ст. 2 Закона о ГИС ЖКХ является пользователем информации в ГИС ЖКХ.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес АО «Почта России» заявление в виде электронного сообщения на электронный адрес АО «Почта России» client@russianpost.ru, «О предоставлении информации». В обращении истец просил ответчика предоставить информацию: «Указать причины и ответственных за не размещения в личном кабинете заявителя ФИО1 Платежного документа л/с <***> для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг - электроснабжение (Январь 2020 года, расчётный период) (идентификатор платёжного документа <адрес>-04-0011) отозванный ДД.ММ.ГГГГ и добавленного ДД.ММ.ГГГГ Платежного документа л/с <***> для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг электроснабжение (Январь 2020 года, расчётный период) (идентификатор платёжного документа <адрес>-04-0012), размещённого ресурсоснабжающей организацией АО «Новосибирскэнергосбыт» в системе ГИС ЖКХ. В связи с предоставлением ответа в судебном заседании, прошу предоставить ответ по адресу электронной почты, указанной в заявлении 54nkpr@mail.ru, до ДД.ММ.ГГГГ».

Ответчик предоставил ответ (исх. /КЦ от ДД.ММ.ГГГГ), в котором указал, что «ДД.ММ.ГГГГ Вы подавали обращение по аналогичному вопросу, которое зарегистрировано за и передано в <адрес> для проведения проверки. Официальный ответ по обращению «ДД.ММ.ГГГГ Вы подавали обращение по аналогичному вопросу, которое зарегистрировано за будет направлен на Ваш адрес не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Если ответ не поступит в указанный срок, пожалуйста, обратитесь к нам повторно, указав номер обращения и сохранив переписку».

До настоящего ответчик АО «Почта России» не исполнил свои обязанности в соответствии с законодательством РФ перед потребителем, а именно требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не предоставил письменный ответа по существу поставленных в обращении вопросов, в установленный законом срок.

Истец ФИО1 зарегистрирован в ГИС ЖКХ и согласно п. 3 ст. 2 Закона о ГИС ЖКХ является пользователем информации.

Категория пользователей информации в Законе о ГИС ЖКХ не ограничена сугубо потребителями коммунальных ресурсов, а, по существу, включает любых лиц, которые пользуются информацией, размещенной в единой информационной системе. При этом цель использования этой информации значения не имеет.

ГИС ЖКХ позволяет не только вести мониторинг деятельности управляющей организации, но и подавать гражданам Российской Федерации, имеющие учетную запись в ГИС ЖКХ официальные обращения в управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2012 N 19-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений - организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе.

АО «Почта России» осуществляет публично значимые функции в сфере жилищно- коммунального хозяйства, является оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.02.2018 N 329-р.

Поскольку АО «Почта России» относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции (предоставление информации в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)), то при рассмотрении обращений граждан должно руководствоваться Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, в силу приведенных положений закона АО «Почта России», допустила нарушение требований ч. 1 ст. 9, п.п.4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выразившееся:

обращение, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»),

организация дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п.п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»),

письменное обращение, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»),

Порядок рассмотрения обращений потребителей в ресурсоснабжающие организации и порядок ответов ими потребителям в РФ законодательством не урегулированы.

Коммерческим организациям, которые в силу специфики деятельности, взаимодействуют с физическими лицами по разным вопросам, ответы на письменные обращения граждан следует готовить, руководствуясь Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". На основе этого закона работодатель вправе разработать внутренний нормативный акт, в котором прописать порядок работы с поступающими в организацию письмами и заявлениями от физических лиц. Такой порядок, с учетом производственной специфики деятельности компании, может быть прописан, например, в Инструкции по делопроизводству.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика АО «Почта России» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела с свое отсутствие.

Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статья 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" провозглашает право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).

В соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).

Часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 12 названного федерального закона предписывают, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, с уведомление гражданина направившего обращение (часть 3 статьи 8 названного Федерального закона).

Судом установлено и письменными материалами дела подтверждается, что ФИО1, является собственником жилого дома по адресу <адрес> на основании договора от 21.10.1994г., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. (л.д.8)

Также ФИО1 зарегистрирован в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). (л.д. 9)

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено направил в адрес АО «Почта России» заявление в виде электронного сообщения на электронный адрес АО «Почта России» client@russianpost.ru «О предоставлении информации». (л.д. 10-11)

Согласно тексту обращения истец просил ответчика предоставить информацию: «Указать причины и ответственных за не размещения в личном кабинете заявителя ФИО1 платежного документа л/с <***> для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг - электроснабжение (Январь 2020 года, расчётный период) (идентификатор платёжного документа <адрес>-04-0011) отозванный ДД.ММ.ГГГГ и добавленного ДД.ММ.ГГГГ Платежного документа л/с <***> для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг электроснабжение (Январь 2020 года, расчётный период) (идентификатор платёжного документа <адрес>-04-0012), размещённого ресурсоснабжающей организацией АО «Новосибирскэнергосбыт» в системе ГИС ЖКХ. В связи с предоставлением ответа в судебном заседании, прошу предоставить ответ по адресу электронной почты, указанной в заявлении 54nkpr@mail.ru, до ДД.ММ.ГГГГ».

Судом установлено, что ответчик предоставил ответ (исх. /КЦ от ДД.ММ.ГГГГ), в котором указал, что «ДД.ММ.ГГГГ Вы подавали обращение по аналогичному вопросу, которое зарегистрировано за и передано в <адрес> для проведения проверки. Официальный ответ по обращению «ДД.ММ.ГГГГ Вы подавали обращение по аналогичному вопросу, которое зарегистрировано за будет направлен на Ваш адрес не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Если ответ не поступит в указанный срок, пожалуйста, обратитесь к нам повторно, указав номер обращения и сохранив переписку». (л.д. 12)

Заявляя требования о признании бездействий ответчика незаконными, истец в ходе рассмотрения указывал, что до настоящего ответчик АО «Почта России» не исполнил свои обязанности в соответствии с законодательством РФ перед потребителем, а именно требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не предоставил письменный ответа по существу поставленных в обращении вопросов, в установленный законом срок.

Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" закреплено создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства - единой федеральной централизованной информационной системы, жилищно-коммунального хозяйства, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (ГИС ЖКХ).

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.02.2018 N 329-р оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) с 01.03.2018 является ФГУП "Почта России".

С 01.10.2019 года ФГУП "Почта России" реорганизована в АО «Почта России», являющееся правопреемником.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ к «пользователям информации» законодатель относит органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2012 N 19-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений - организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчик АО «Почта России», являясь оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.02.2018 N 329-р, осуществляет публично значимые функции в сфере жилищно- коммунального хозяйства, суд приходит к выводу, что на ответчика распространяются требования ст. 10,12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по вопросам обращения граждан относительно предоставления информации в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является соблюдение ответчиком порядка и сроков рассмотрения обращения гражданина в пределах своей компетенции. Указанные обстоятельства должны быть доказаны ответчиком.

Между тем, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, АО «Почта России» доказательств исполнения требований Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по обращения истца от 09.10.2021г., зарегистрированного за , предоставления ФИО1 ответа на обращение в 30-ти дневный срок по существу подставленных вопросов не представлено.

Таким образом суд полагает возможным установить, что АО «Почта России», как оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, не исполнена обязанность по предоставлению письменного ответа на обращение истца от 09.10.2021г. по вопросам предоставления информации в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Доказательств обратного суду не предоставлено.

На основании изложенного, оценив представленные суду доказательства в совокупности, руководствуясь положениями ст. 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», с учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца, полагает необходимым признать незаконными действия ответчика, как оператора государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, по неисполнению обязанности в соответствии с требованиями ст. 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» по не предоставлению письменного ответа по существу поставленных в обращении от 09.10.2021г. вопросов в установленный законом срок. Обязать АО «Почта России» в течение 15 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить в адрес ФИО1 письменный ответ по обращению от 09.10.2021г., зарегистрированным за номером 0031407506, по существу поставленных в обращении вопросов согласно требованиям Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к АО «Почта России» о защите прав потребителей удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «Почта России», как оператора государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, по неисполнению обязанности в соответствии с требованиями ст. 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» по не предоставлению письменного ответа по существу поставленных в обращении от 09.10.2021г. вопросов в установленный законом срок.

Обязать АО «Почта России» в течение 15 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить в адрес ФИО1 письменный ответ по обращению от 09.10.2021г., зарегистрированным за номером 0031407506, по существу поставленных в обращении вопросов согласно требованиям Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Разуваева Е.А.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в гражданском деле Калининского районного суда <адрес>. УИД 54RS0-85.

Решение не вступило в законную силу «_____» ______________ 202 г.

Судья Разуваева Е.А.

Секретарь Черикчиева Ш.Н.

Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу

«_____» _________________ 202 г. Судья