ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71Д от 12.04.2021 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0-71 Дело а-1010/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ г.

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Неткачева К.Н.,

при помощнике судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее – МИФНС России по <адрес>, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме 43 763 руб. и пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога, в сумме 380 руб. 08 коп. за периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России по <адрес>ФИО3 уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 37 706 руб. и пени в размере 380 руб. 08 коп., начисленные за периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик ФИО1 и его представитель ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, полагая, что земельный налог необоснованно начислен по ставке в отношении принадлежащих ответчику земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения гражданами садоводства и огородничества», поскольку земельные участки ФИО1 используются по прямому назначению в соответствии с разрешенным использованием, в отношении которых применима ставка 0,3 %.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика и его представителя, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п. 1 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее – Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. К полномочиям Инспекции согласно п. 6.14 данного приказа отнесено взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения.

Следовательно, Инспекция обладает полномочиями по обращению в суд с указанными требованиями.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что административному ответчику Инспекцией направлялись следующие требования:

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), из которых им не была оплачена пеня по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 2 руб. 65 коп., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), из которых им не была оплачена пеня по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 16 руб. 95 коп., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), из которых им не был оплачен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 6 337 руб. и пени в размере 32 руб. 06 коп., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), из которых им не была оплачена задолженность по пени за предыдущие налоговые периоды в размере 360 руб. 48 коп., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), из которых им не был оплачен земельный налог ДД.ММ.ГГГГ г., а также земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ. с учетом перерасчета по налоговой ставке 1,5 % на общую сумму 54 910 руб., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из материалов дела, Инспекция обращалась с заявлением к мировому судье судебного участка <адрес> о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен судебный приказ, который по возражению административного ответчика ФИО1 был отменен определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным административным исковым заявлением в Абаканский городской суд Инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что видно из почтового штемпеля. Следовательно, административным истцом не пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском.

Задолженность по земельному налогу частично оплачена административным ответчиком на общую сумму в 17 204 руб. (11 147 руб. + 6 057 руб.), в связи с чем Инспекция просит взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2016-2018 г.г. в размере 37 706 руб. (54 910 руб. - 17 204 руб.) и пени в размере 380 руб. 08 коп. (2 руб. 65 коп. + 16 руб. 95 коп. + 360 руб. 48 коп.), начисленные за периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 являлся собственником ряда земельных участков.

Налоговым органом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об оплате земельного налога.

В связи с неисполнением налоговых уведомлений налоговым органом в адрес административного ответчика направлены упомянутые налоговые требования о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.

Расчет задолженности, представленный истцом, судом проверен, ошибок и неточностей в нем суд не усматривает.

Поскольку административным ответчиком в установленные сроки не оплачены суммы налога и пени, обратного суду не представлено, то требование о взыскании с него задолженности является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Земельный налог относится к местным налогам и сборам (ст.15 НК РФ).

Таким образом, с ФИО1 подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 706 руб. и пени в размере 380 руб. 08 коп., начисленные за периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка административного ответчика на то, что земельный налог необоснованно начислен по ставке 1,5 % в отношении принадлежащих ему земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения гражданами садоводства и огородничества», поскольку земельные участки им используются по прямому назначению в соответствии с разрешенным использованием, в отношении которых применима ставка 0,3 %, не может быть принята во внимание в связи с нижеследующим.

Согласно решению Селиванихинского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-рс, в отношении участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также личного хозяйства для целей исчисления земельного налога предусмотрено применение пониженной ставки 0 от кадастровой стоимости земельного участка. В отношении прочих земельных участков предусмотрено применение ставки от кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, учитывая, что налоговая ставка по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ- однако ФИО1 ни налоговому органу, ни суду не предоставил сведений об использовании, принадлежащих ему многочисленных земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также личного хозяйства.

Довод административного ответчика о недопустимости использования в качестве доказательств скриншотов, предоставленных МИФНС России по <адрес>, является несостоятельным, так как их данных скриншотов видно, что на сайтах «Avito.ru» и «Move.ru» размещены объявления о продаже земельных участков в сосновом бору <адрес>, в которых указан сотовый телефон ФИО1 и его имя.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая, что Инспекция, как административный истец в силу ст. 333.35 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в размере 1342 руб. 58 коп. подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 286-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 706 руб., задолженность по пени, начисленные за периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 380 руб. 08 коп., а всего взыскать 38 086 (тридцать восемь тысяч восемьдесят шесть) рублей 08 (восемь) копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 342 (одной тысячи трехсот сорока двух) рублей 58 (пятидесяти восьми) копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий К.Н. Неткачев

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ

Судья К.Н. Неткачев