ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71КД от 14.12.2021 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

По жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

14 декабря 2021 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Бубновой Ю.А.,

секретаря Тихонова Д.Е.,

помощника судьи Смолярова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Захарова А.Л. на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания временно исполняющий обязанности руководителя государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» Захаров А.Л. был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Захаров А.Л. обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что заместителем руководителя ДФБН ФИО6 неправильно истолкованы положения ст. 9, 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, приказа Минфина России от 30.03.2015 №52н и п. 3 р. 2 Учетной политики учреждения на 2019 год, неправильно истолкованы и применены нормы материального права и правовых актов при рассмотрении дела, не приняты во внимание обстоятельства дела. Просит суд отменить постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО6 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности руководителя государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» Захарова А.Л., а производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 28.04.2021 в удовлетворении жалобы было отказано.

Не согласившись с указанным решением, Захаров А.Л. обратился в суд с жалобой.

Решением Краснодарского краевого суда от 08.09.2021 вышеуказанное решение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Прикубанский районный суд г. Краснодара в ином составе судей в связи с нарушением норм процессуального права, регулирующих отношения, связанные с надлежащим извещением сторон о времени и месте судебного заседания.

При новом рассмотрении жалобы заявитель жалобы в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности Петросян Р.Л. против удовлетворения жалобы возражал.

Настоящее дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц с соблюдением требований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 25.1 и пунктами 2, 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

На дату совершения правонарушения, на основании приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанностей руководителя Учреждения возложены на Захарова А.Л.

Согласно пункту 5.1 Устава, утвержденного приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями) (далее-Устав) Учреждение возглавляет руководитель, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Министерством в установленном законодательством порядке.

Руководитель действует от имени Учреждения без доверенности, представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарскою края, настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым договором (пункт 5.2 Устава).

В соответствии с пунктом 2.2 дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ работник обязан на период временного отсутствия руководителя ГБУ КК КЛЦ временно исполнять обязанности руководителя ГБУ КК КЛЦ.

В соответствии с должностным регламентом руководителя государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» (далее-Регламент) руководитель обязан при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законами, иными нормативными правовыми актами, уставом учреждения и трудовым договором).

В соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Регламента руководитель имеет право принимать решения в соответствии с должностными обязанностями.

Кроме того, в силу части 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим законом.

В силу статьи 5 Закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета, в частности, являются факты хозяйственной жизни, а также расходы.

Частью 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ определено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом частью 3 названной статьи установлено требование о том, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Из материалов дела следует, что на основании приказа ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ «О списании топлива» определено списать фактически израсходованное топливо, залитое при получении и постановке транспортных средств на учет в МРЭО № 4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю с лимита, находящегося на балансе Учреждения.

На основании указанного приказа актом о списании материальных запасов от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем руководителя А.Л. Захаровым, списано на нужды Учреждения дизельного топлива 286,03 литров на сумму 13 448,07 рублей, бензина АИ-92/93 80,14 литров на сумму 3 510,14 рублей.

Статьей 8 Закона № 402-ФЗ установлено, что учетную политику экономического субъекта составляет совокупность способов ведения бухгалтерского учета, который самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее - Стандарт ).

Пунктом 2 указанного приказа определено, что Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 8 и 9 Стандарта акты, устанавливающие в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждают, в том числе, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета.

При этом утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным Стандартом Концептуальные основы (приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 26 Стандарта Концептуальные основы определено, что первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы - обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 25 указанного Стандарта) и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

В пункте 3 раздела 2 Учетной политики Учреждения, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что списание бензина и дизельного топлива осуществляется только на основании правильно оформленных путевых листов (ф.0345001 - для легковых автомобилей, ф.0345002 - для специальных автомобилей, ф.0345004 - для грузовых автомобилей, форма - для тракторов).

Иных первичных документов для учета расхода бензина и дизельного топлива Учетной политикой Учреждения не предусмотрено.

Таким образом, на основании части 4 статьи 8 Закона № 402-ФЗ, оформленные надлежащим образом путевые листы, определены в качестве первичных учетных документов для целей списания расходов на ГСМ (топливо).

По делу установлено, что на основании приказа Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ «О списании топлива» (подписан врио руководителя Учреждения Захаровым А.Л.) приказано списать фактически израсходованное топливо, залитое при получении и постановке транспортных средств на учет в МРЭО № 4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю с лимита, находящегося на балансе Учреждения. Перечень автотранспортной техники, расходы по ГСМ на которую списаны названным приказом приведен в приложении 1 к приказу.

На основании указанного приказа актом о списании материальных запасов от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем руководителя А.Л. Захаровым, списано на нужды Учреждения дизельного топлива в объеме 286,03 литров на сумму 13 448,07 рублей, бензина АИ-92/93 в объеме 80,14 литров на сумму 3 510,14 рублей.

В соответствии с приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Приказ н) акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) применяется для оформления решения о списании материальных запасов.

Для принятия такого решения необходимо документально подтвердить расход материальных запасов, в рассматриваемом случае - автомобильного топлива.

Кроме того, Приказом определено, что, если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к акту о списании.

Проверкой установлено, что первичные учетные документы (путевые листы) в целях подтверждения фактов хозяйственной жизни (несение расходов на ГСМ) Учреждением не оформлялись, списание материальных запасов произведено в их отсутствие.

Учитывая вышеизложенное, Учреждением в нарушение положений статей 9, 10 Закона № 402-ФЗ, Приказ н, пункта 3 «Учет материальных запасов» раздела 2 «Общие правила ведения бухгалтерского учета» Учетной политики, списание бензина и дизельного топлива произведено без оформления первичных учетных документов - правильно оформленных путевых листов, подтверждающих факт хозяйственной деятельности.

Поскольку, как следует из материалов дела, первичные учетные документы - путевые листы, по которым производилось списание топлива, в Учреждении отсутствуют, допущенное нарушение квалифицировано как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, выразившееся в несоставлении (отсутствии) первичных учетных документов (подпункт 7 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ).

Довод жалобы о том, что поскольку автомобильная техника являлась новой и заправлялась топливом с целью ее перегона от поставщика к учреждению и постановке на учет в МРЭО № 4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, то есть эксплуатировалась разово, что не подпадает под формулировку «перевозки пассажиров и багажа», следовательно, могла эксплуатироваться без оформления путевых листов на транспортные средства, является несостоятельным.

Такой довод основан на толковании и применении только положений Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее -Закон № 259-ФЗ).

Однако такой довод заявлен при неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к постановке и ведению бухгалтерского учета.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим законом.

В силу статьи 5 Закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета, в частности, являются факты хозяйственной жизни, а также расходы.

Частью 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ определено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом частью 3 названной статьи установлено требование о том, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным -непосредственно после его окончания.

В пункте 3 раздела 2 Учетной политики Учреждения, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ, строго определено, что списание бензина и дизельного топлива осуществляется только на основании правильно оформленных путевых листов (ф.0345001 - для легковых автомобилей, ф.0345002 - для специальных автомобилей, ф.0345004 - для грузовых автомобилей, форма № - для тракторов). Иных первичных документов для учета расхода бензина и дизельного топлива Учетной политикой Учреждения не предусмотрено.

Довод жалобы о том, что поскольку целью эксплуатации автотехники являлся её перегон для постановки на регистрационный учет в МРЭО № 4 ГИБДД, то допустимо осуществлять списание топлива на основании акта о списании материальных запасов (форма 0504230), является несостоятельным.

Ссылки заявителя на положения статьи 6 Закона № 259-ФЗ, согласно которой запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, не относятся к обстоятельствам рассматриваемого дела.

Из содержания постановления по делу об административном правонарушении, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ не составляет перевозка пассажиров и багажа, грузов без оформления путевого листа.

Напротив, диспозиция части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ во взаимосвязи с пунктом 7 примечания к названной статье, предусматривает в качестве объективной стороны административного правонарушения отсутствие первичных учетных документов, как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.

В этой связи, отсутствие оформленных путевых листов вменено Захарову А.Л. в качестве нарушения требований Закона № 402-ФЗ. а не требований при оказании услуг автомобильным транспортом.

Более того, статьей 1 Закона № 259-ФЗ определено, что его положения регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также определяют общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Таким образом, нормы названного закона не регулируют порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе требования к оформлению первичных учетных документов.

В соответствии с приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) применяется для оформления решения о списании материальных запасов.

Однако для принятия такого решения необходимо документально подтвердить расход материальных запасов, в рассматриваемом случае -автомобильного топлива.

Кроме того, Приказом н определено, что в случае если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к акту о списании.

На основании части 4 статьи 8 Закона № 402-ФЗ Учетной политикой Учреждения определено, что расходование топлива производится на основании правильно оформленных путевых листов.

Таким образом, для списания топлива в Учреждении наличие оформленных путевых листов является обязательным вне зависимости от целей эксплуатации транспортных средств.

Отсутствие постановки на регистрационный учет автотехники не является основанием для несоставления путевых листов, поскольку указанная техника уже была принята к бухгалтерскому учету с присвоением инвентарных номеров, позволяющих идентифицировать каждое транспортное средство в реквизитах путевого листа (с указанием гаражного (инвентарного) номера).

Кроме того, при расчете объема топлива, подлежащего списанию, применяется показатель пробега автомобиля.

Показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, являются обязательными реквизитами путевого листа (пункт 6 раздела 2 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Соответственно действия Захарова А.Л. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица о наличии в действиях Захарова А.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения; лицо, не выполнившее требования Правил дорожного движения; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и требований иных нормативных актов, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении Захарова А.Л. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматривается.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Жалобу Захарова А.Л. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Председательствующий: