УИД: 66RS0020-01-2022-000886-65
дело № 72-1013/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 7 сентября 2022 года жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Белоярского отдела инспекций Уральского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора от 13апреля 2022года № 470-6-11ИЯУ/2022-ПО и решение судьи Белоярского районного суда Свердловской области от 14 июля 2022 года №12-201/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела хранения, транспортирования и контроля спецпродукции акционерного общества «Институт реакторных материалов» ФИО1,
установила:
постановлением главного государственного инспектора Белоярского отдела инспекций Уральского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора от 13апреля 2022года № 470-6-11ИЯУ/2022-ПО, оставленным без изменения решением судьи, начальнику отдела хранения, транспортирования и контроля спецпродукции акционерного общества «Институт реакторных материалов» (далее – АО «ИРМ») ФИО1 по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить и производство по делу прекратить в связи с малозначительностью деяния.
Проверив материалы дела, заслушав ФИО1 и его защитника Галимову И.П., поддержавших доводы жалобы, заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Г., полагавшего, что решение судьи является законным и обоснованным, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение норм и правил в области атомной энергии.
Объективную сторону состава административного правонарушения образуют нарушения федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» под федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. Нормы и правила в области использования атомной энергии разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 1997 года № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» федеральные нормы и правила утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии. Федеральные нормы и правила являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил выявленный должностным лицом Белоярского отдела инспекций Уральского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора в ходе проведения в период с 4 по 7 апреля 2022 года проверки соблюдения порядка обращения с радиоактивными отходами в АО «ИРМ» факт нарушения пункта 5.2.6 Пр-23.116/07 «Программа радиационной защиты при транспортировании радиоактивных материалов», утвержденной главным инженером АО «ИРМ» 23 марта 2021 года, выразившийся в том, что ФИО1, являющийся начальником отдела хранения, транспортирования и контроля спецпродукции АО «ИРМ», не обеспечил соблюдение требований инструкции по выполнению работ – выполнение пункта 5.2.6 Пр-23.116/07 не подтверждено документально, не представлены технические акты и заключения по результатам предрейсового обслуживания транспортных упаковочных комплектов, оборудования и оснастки.
Согласно постановлению о назначении административного наказания, ФИО1 признан виновным в нарушении требований пункта 1.2.9 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок» НП-033-11, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 июня 2011 № 348, согласно которому в ЭО и организациях, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги для ЭО, должна формироваться и поддерживаться культура безопасности путем подбора, обучения и подготовки работников (персонала) в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, установления и строгого соблюдения дисциплины при четком распределении персональной ответственности руководителей и исполнителей, разработки и строгого соблюдения требований инструкций по выполнению работ и их периодической корректировке с учетом накапливаемого опыта; пункта 5.1.5 стандарта предприятия СТП 15.12 в ред. 4.0 «Обращение с радиоактивными отходами. Транспортирование твердых радиоактивных отходов автомобильным транспортом» от 23 марта 2021 года, утвержденного главным инженером АО «ИРМ», согласно которому радиационная защита при транспортировании ТРО должна обеспечиваться в соответствии с программой ПР-23.116/07; пункта 5.2.6 программы Пр-23.116/07 в ред. 4.0 «Программа радиационной защиты при транспортировании радиоактивных материалов» от 01 марта 2021 года, утвержденной главным инженером АО «ИРМ», согласно которому при подготовке к выполнению перевозки РМ транспортные средства, ТУКи, оборудование и оснастка силами бригады сопровождения должны пройти предрейсовое обслуживание, результаты которого подтверждаются соответствующими техническими актами и заключениями.
Вместе с тем, невыполнение требований локального нормативного акта не влечет административной ответственности по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение требований пункта 1.2.9 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок» НП-033-11 не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанный пункт не устанавливает требований к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.
Фактически ФИО1 в вину вменялось нарушение требований инструкции, действующей на предприятии, однако федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии обязанности по документальному подтверждению техническими актами и заключениями результатов предрейсового обслуживания транспортных средств, транспортных упаковочных комплектов, оборудования и оснастки не предусмотрено.
Фактов нарушения ФИО1 положений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
С учетом изложенного прихожу к выводу об отсутствии в бездействии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая постановление должностного лица о назначении административного наказания законным и обоснованным, судья в решении указал на нарушение ФИО1 требований пункта 5.2.2 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» НП-053-16, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 сентября 2016 года № 388, тем самым выйдя за пределы предъявленного обвинения, поскольку нарушение этих требований ФИО1 не вменялось.
В связи с изложенным постановление должностного лица и вынесенное по итогам рассмотрения жалобы решение судьи подлежат отмене, а производство по делу – прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора Белоярского отдела инспекций Уральского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора от 13апреля 2022года № 470-6-11ИЯУ/2022-ПО и решение судьи Белоярского районного суда Свердловской области от 14 июля 2022 года №12-201/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела хранения, транспортирования и контроля спецпродукции акционерного общества «Институт реакторных материалов» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского областного суда О.В.Сазонова