ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-102/2018 от 05.04.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Поваляева О.А. дело № 72-102/2018

Р Е Ш Е Н И Е

05 апреля 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО1 на решение судьи Ногликского районного суда от 28 февраля 2018 года по делу о привлечении его к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л. от 20 ноября 2017 года № 169/17а мэр муниципального образования «Городской округ Ногликский» Балакан Сергей Николаевич привлечен к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Указанное постановление Балакан С.Н. обжаловал в суд.

Решением судьи Ногликского районного суда от 28 февраля 2018 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 ноября 2017 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, Балакан С.Н. просит об отмене решения судьи и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения, поскольку аукцион отменен и негативных последствий для охраняемых общественных отношений не наступило. Не соглашается с обстоятельствами вмененного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав позицию представителя управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Согласно статье 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, включающую в частности, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В части 4 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ закреплено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 6 статьи 96 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

В силу частей 1, 2 и 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (часть 1).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 2).

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи (часть 3).

Как следует из материалов дела, 21 ноября 2016 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru муниципальными заказчиками опубликовано извещение № о проведении электронного аукциона по предмету «Капитальный ремонт котельного оборудования муниципального образования «Городской округ «Ногликский». Начальная максимальная цена контракта – 2 597 509 рублей.

Документация об указанном аукционе утверждена мэром муниципального образования «Городской округ «Ногликский» Балаканом С.Н.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 33.5 раздела 33 «Обеспечение исполнения контракта» Инструкции участникам закупок документации об аукционе в электронной форме продублированы положения части 6 статьи 96 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, предусматривающие обеспечение исполнения контракта.

Согласно пункту 19 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» начальная (максимальная) цена данного контракта составила 2 597 509 рублей.

В пункте 36 этого же раздела закреплено, что размер обеспечения исполнения контракта 5% от начальной (максимальной) цены контракта составляет 129 875, 45 рублей.

В части 2 пункта 38 этой же информационной карты предусмотрены требования к обеспечению исполнения контракта и закреплено следующее: если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта, указанная в пункте 19 раздела 2 информационной карты электронного аукциона составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то обеспечение исполнения контракта должно быть представлено в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 37 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона», но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта, указанная в пункте 19 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 36 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона», но не менее, чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника, на дату подачи заявления в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем в пункте 12.1 раздела 12 проекта муниципального контракта «Капитальный ремонт котельного оборудования муниципального образования «Городской округ «Ногликский» «Обеспечение исполнения контракта» предусмотрено, что контракт заключается только после предоставления подрядчиком обеспечения исполнения обязательств по настоящему муниципальному контракту. Обеспечение исполнения контракта составляет рублевый эквивалент.

Иные условия обеспечения исполнения контракта, закрепленные в части 6 статьи 96 и в частях 2 и 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ, включая информацию, подтверждающую добросовестность участника аукциона, проект указанного контракта не предусматривает.

В силу части 1 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ требование обеспечения исполнения контракта устанавливается как в документации об аукционе, так и в проекте контракта и должно соответствовать требованиям закона.

В этой связи доводы жалобы о том, что проект контракта имеет предварительный характер и формируется в муниципальный контракт после проведения торгов, условия цены которого могут измениться по результатам аукциона, не свидетельствует о том, что условия проекта контракта могут не соответствовать иной документации об аукционе.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Вместе с тем в пункте 5.1.18 проекта контракта закреплено, что подрядчик обязан в течение 1 месяца с момента заключения настоящего контракта предоставить заказчику заверенную копию свидетельства о постановке на налоговый учет в межрайонную инспекцию ФНС № 4 по Сахалинской области согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, что, как верно указал судья, является нарушением части 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой требовать от участников электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ (содержание заявки на участие в электронном аукционе), не допускается.

Указание в жалобе на то, что это условие является несущественным и включено в проект в целях налоговой ответственности за несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации в целях полноты уплаты налогов в бюджет правового значения не имеет.

Проанализировав требования законодательства и материалы дела, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области и судья пришли к обоснованному выводу об утверждении мэром муниципального образования «Городской округ «Ногликский» Балаканом С.Н. документации электронного аукциона по объекту «Капитальный ремонт котельного оборудования муниципального образования «Городской округ «Ногликский» с нарушением требований части 6 статьи 96, частей 2 и 3 статьи 37, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы указанные выводы не опровергают.

Постановление по делу вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности по указанной норме.

Процедура привлечения Балакана С.Н. к ответственности соблюдена.

Наказание определено в пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения Балакана С.Н. от ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения не усматривается, поскольку отмена аукциона и отсутствие негативных последствий для охраняемых общественных отношений при нарушении требований закона при его проведении не свидетельствуют об исключительности обстоятельств для квалификация правонарушения в качестве такового.

При таких обстоятельствах, учитывая, что юридические значимые обстоятельства по делу определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно применен материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены состоявшихся по делу постановления и решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Ногликского районного суда от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, жалобу мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» Балакана С.Н. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова