ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-1042/2022 от 28.09.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 72-1042/2022

УИД: 66RS0024-01-2022-000418-93

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2022 года жалобу защитника ООО «Тепловодоканал» – Терентьева Г.А. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 21 января 2022 года № 12-06-07/2 и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 07 июля 2022 года №12-430/2022, вынесенные в отношении ООО «Тепловодоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением должностного лица ООО «Тепловодоканал» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда оставлено без изменения

В жалобе защитник ООО «Тепловодоканал» Терентьев А.Г. просит об отмене состоявшихся решений с прекращением производства по делу за отсутствием состава правонарушения в действиях юридического лица, ссылаясь на недоказанность вины, поскольку отбор сточных вод производился из места, не установленного в качестве точки сброса для ООО«Тепловодоканал».

Проверив материалы дела, заслушав пояснения свидетеля В, нахожу постановление должностного лица подлежащим изменению ввиду следующего.

Часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1, 2, 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия); содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Частью 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, помимо прочего, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Как следует из положений части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Как усматривается из материалов дела 15 августа 2016 года ООО «Тепловодоканал» Министерством природных ресурсов Свердловской области выдано разрешение № 66-14.01.05.020-Б-РСВХ-С-2016-01773/00 на использование водного объекта Молебское болото для сброса сточных вод, в том числе, дренажных (выпуск 1, географические координаты 56?58’01’’с.ш. 60?31’16’’в.д. сформирован хозяйственно-бытовыми и производственными сточными водами предприятий г. Среднеуральск, сброс вод осуществляется по сбросному коллектору, проложенному в две нитки: Ду300 и Ду500, общей протяженностью 3,5 км до выпускного колодца, сточные воды после очистки поступают в болото Молебское. Тип выпуска береговой сосредоточенный, незатопленный, оголовком не оборудован, а также установлены нормативы загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах (л.д. 15).

На основании письма отдела водных ресурсов по Свердловской области Нижнеобского бассейнового водного управления от 09 марта 2021 года №13-338/21 и на основании изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» срок действия указанного решения продлен до 10 марта 2022 года.

По поступившему обращению администрации ГО г. Среднеуральск государственным инспектором Министерства природных ресурсов Свердловской области в период с 22 ноября по 17 декабря 2022 года проведена внеплановая выездная проверка в ходе которой проведен осмотр территории земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, расположенных вблизи СНТ № 39, СНТ «Черемушки-5» в ГО Верхняя Пышма, и установлено, что ООО «Тепловодоканал» осуществляет сброс вредных (загрязняющих) веществ в Молебское болото в нарушение правил водопользования, в частности с превышением допустимых нормативов загрязняющих веществ, по взвешенным веществам, по ионам аммония, нефтепродуктам, АПАВ, ионам фосфата, марганцу.

Фактические обстоятельства подтверждены материалами по жалобе и дела об административном правонарушении №12-06-07/2, в том числе: решением о представлении водного объекта в пользование от 15 августа 2016 года № 66-14.01.05.020-Б-РСВХ-С-2016-01773/00 (л.д. 15-23), договором аренды объектов муниципального нежилого фонда МО «г. Среднеуральск» №1-215 от 09 февраля 2006 года, реестрами социально-значимых объектов муниципального водопользования, нормативами допустимого воздействия на водные объекты, предписания об устранении нарушений в области охраны окружающей среды (л.д. 81), уведомлением о проведении внеплановой проверки (л.д. 82), приказом о проведении внеплановой выездной проверки от 11 октября 2021 года № 12-06-01/101-ГК (л.д. 83-85), предписанием об устранении нарушений в области охраны окружающей среды (л.д. 95-98), заданием на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, актом мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, фототаблицей, служебной запиской начальника отдела начальникам отдела Федерального государственного лесного контроля Ш, актом осмотра лесничего ГКУ СО «Березовское лесничество» от 11 октября 2021 года №3/75, фотографией, актом отбора проб природных и сточных вод от 30 ноября 2021 года №248/147В (л.д. 8-9, 87-88), протоколом анализа вод (л.д. 10-11, 89-90), письмами главы «Администрации ГО Среднеуральск» от 02 августа 2021 года и директора ООО «Новая Земля» от 09 июля 2021 года, письмом директора ООО «Тепловодоканал» от 28 апреля 2021 года № 342, выпиской из ЕГРН (л.д. 24-47), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 24-47), решением о продлении сроков исполнения предписания об устранении нарушений в области охраны окружающей среды (л.д. 81), уведомлением о проведении внеплановой проверки (л.д. 82), приказом о проведении внеплановой выездной проверки от 11 октября 2021 года № 12-06-01/101-ГК (л.д. 83-85), предписанием об устранении нарушений в области охраны окружающей среды (л.д. 95-98), пояснениями государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области В в областном суде.

По факту выявленного нарушения в отношении ООО «Тепловодоканал» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 12-14) и вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д. 3-6), отвечающее требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о непричастность к загрязнению водного объекта ООО «Тепловодоканал» ввиду проведения отбора проб не в точке сброса сточных вод, установленной в разрешении на сброс, а в иной опровергаются исследованными судом доказательствами.

Так из акта осмотра от 11 октября 2021 года №3/75 следует, что лесничим ГКУ СО «Березовское лесничество» в квартале 63ч выдела 2 Верхне-Пышминского участка Пышминского участкового лесничества Березовского лесничества Свердловской области в районе автомобильной дороги Екатеринбург-Нижний Тагил-Серов обнаружена труба диаметром приблизительно 400 мм, из которой на почву происходит сток сточных вод, которые имеют характерный резкий запах канализационных сточных вод. Далее сточные воды образуют ручей, проходящий с северо-запада на юго-восток через выделы 2,3 квартала 63 Верхне-Пышминского участка Пышминского участкового лесничества Березовского лесничества Свердловской области, протяженностью ручья по землям лесного фонда 100 м. Далее ручей протекает вдоль СНТ №39.

Данные указанные в акте подтверждены фотографией и таксационным описанием.

Из акта мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом от 30 ноября 2021 года и фототаблицы следует, что сточные воды с земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> протекают по железобетонному лотку, протяженностью около 100 метров, затем по открытому магистральному каналу осушительной сети болота Молебское (канаве с земляным руслом). Официальная точка сброса, указанная в разрешении на сброс загрязняющих веществ от 258.01.2016 №536 (С) (координаты 56.966944, 60.521111) не соответствует фактической, так как сточные воды протекают в северо-восточном направлении на расстоянии 43 метров от нее (координаты 56.967176, 60.521697). Сточные воды на земельном участке с кадастровым номером <№> уходят в закрытую торфяную древу (координаты 56.965012, 60.522448), установить место выхода сточных вод в указанном месте не возможно в связи с заболоченностью территории, территория вблизи с земельным участком с кадастровым номером <№> заболочена, в воздухе присутствует запах, характерный для хозяйственно-бытовых сточных вод, о чем составлен акт (л.д. 91-94)

Согласно договору аренды от 09 февраля 20106 года №1-215 ООО «Тепловодоканал» принял в аренду объекты муниципального нежилого фонда, в частности объекты водоснабжения и водопользования, в том числе очистные сооружения.

Из актов отбора проб следует, что пробы отобраны на земельном участке вблизи с СНТ №37, СНТ «Черемушки», в городском округе Верхняя Пышма, в месте впадения стоков от ООО «Тепловодоканал» в болото (координаты 56,96330, 60,62354).

Доказательств того, что в данном месте на земельном участке организован сброс сточных вод иными юридическими лицами, в материалы дела не представлено.

Таким образом, в соответствии с 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вина ООО «Тепловодоканал» в сбросе сточных вод с превышением установленных нормативов установлена, в связи с чем доводы жалобы подлежат отклонению.

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Тепловодоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дав верную квалификацию.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Тепловодоканал» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.

Административное наказание ООО «Тепловодоканал» назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.

Оснований для освобождения общества от административной ответственности и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судами не установлено, и не имеется при рассмотрении кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2020 года N 410-ФЗ) некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 названного Кодекса).

Возможности замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом не усматривается ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленные административным органом нарушения не исключают возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

Вместе с тем имеются основания для изменения размера назначенного обществу административного штрафа.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, с 06 апреля 2022 года введена в действие ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

ООО «Тепловодоканал» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01 августа 2016 года (категория «малое предприятие»). Санкцией ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (от 20000 до 30 000 рублей).

Учитывая статус юридического лица, отсутствие в материалах дела сведений об исполнении назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы кассационным судом, с учетом положений ч. 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В связи с изложенным обжалуемые акты подлежат изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 25 000 рублей.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 21 января 2022 года № 12-06-07/2 и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 07 июля 2022 года № 12-430/2022, вынесенные в отношении ООО «Тепловодоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив административное наказание в виде административного штрафа до 25 000 рублей.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Н.В. Краснова