ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-105/19 от 08.05.2019 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Воищева О.В. дело №72-105/2019

Р Е Ш Е Н И Е

08 мая 2019 года г. Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный заповедник «Поронайский» Душина А.А. на решение судьи Поронайского городского суда Сахалинской области от 26 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении указанного юридического лица,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от 17 декабря 2018 года юридическое лицо – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный заповедник «Поронайский» (далее – ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский», Учреждение) привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Указанное постановление директор Учреждения Душин А.А. обжаловал в суд.

Решением судьи Поронайского городского суда от 26 февраля 2019 года указанное постановление изменено, назначенное наказание снижено до 150000 рублей.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, директор ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» Душин А.А. просит решение судьи и постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, выслушав директора Учреждения Душина А.А. поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Дуюнова В.А., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области Дееву О.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом являются одними из задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 (в редакции от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в тех случаях, когда административная ответственность за действие (бездействие) помимо общих норм, содержащихся в статях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена другими статьями настоящего Кодекса, действия (бездействие) лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной этим Кодексом.

Основанием для привлечения ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение требований пожарной безопасности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в отсутствии необходимого оборудования на Пожарно-химической станции (далее – ПСХ) – 1 типа, расположенной в бывшем поселке Владимирово, которая не укомплектована в полном объеме пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами в соответствии проектом освоения лесов, а также планом тушения лесных пожаров на территории лесничества «Государственный заповедник «Поронайский» в Сахалинской области.

Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объективную сторону нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д. Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами (администрацией особо охраняемых территорий) соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например отсутствие обозначения границ территорий. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием «режим». Нарушение их может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.

Однако административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в том числе создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение), содержание этих систем и средств, а также мониторинг пожарной опасности в лесах, разработка планов тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 51-53.8 Лесного кодекса Российской Федерации), установлена специальной нормой – частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, не полное укомплектование пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснастки и вспомогательными материалами в соответствии с проектом освоения лесов, а также планом тушения лесных пожаров на территории лесничества «Государственный заповедник «Поронайский» в Сахалинской области не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.32 того же Кодекса.

В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи)КоАПРФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Однако постановлением Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 08 октября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский», прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах, учитывая недопустимость переквалификации действий ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» на состав правонарушений, имеющий иной родовой объект посягательства, решение судьи Поронайского городского суда от 26 февраля 2019 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от 17 декабря 2018 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Поронайского городского суда от 26 февраля 2019 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от 17 декабря 2018 года отменить, производство по делу в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая