ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-1103/2022 от 12.10.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 72-1103/2022

УИД: 66RS0004-01-2022-003724-62

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2022 года жалобу Сененко Т.А. на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу от 05 апреля 2022 года №03-22/07, решение судьи Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 27 июля 2022 года № 12-648/2022, вынесенные в отношении Сененко Татьяны Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением должностного лица директору ООО «Автолизинг» Сененко Т.А. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей за нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля по фиксированию сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, повлекшее представление в Росфинмониторинг недостоверной информации о таких операциях.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе Сененко Т.А. просит изменить состоявшиеся решения, заменив административное наказание в виде штрафа на предупреждение с применением положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения Сененко Т.А., поддержавшей доводы жалобы, специалистаГ, оснований для отмены состоявшихся решений не нахожу.

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Положения Федерального закона от 07 августа 2005 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) регулируют отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом – это действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования законодательства в данной сфере, относятся, среди прочего, лизинговые компании.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.9, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом (наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности); сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, по поручению и от имени которых совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Как видно из материалов дела, в период проведения выездной проверки членами комиссии МРУ Росфинмониторинга по УрФО в период с 26 января по 24 февраля 2022 года установлены нарушения ООО «Автолизинг» нарушения в части организации и осуществления внутреннего контроля, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации в Росфинмониторинг по договору финансовой аренды лизинга № 4 от 18 августа 2021 года, заключенному между ООО «Автолизинг» и АО «Ямалэкосервис», что отражено в акте проверки (т. 1 л.д. 226-248

Из акта проверки № 1-в от 24 февраля 2022 года следует, что по договору финансовой аренды лизинга № 4 от 18 августа 2021 года, заключенному между ООО «Автолизинг» и АО «Ямалэконсервис», имущество передано по 4 актам приема-передачи имущества №№ 1 и 2 от 11 октября 2021 года на сумму 10766000 рублей и №№ 3 и 4 от 14 октября 2021 года на сумму 10766000 рублей, при этом информация представлена в Росфинмониторинг в сообщении №5 от 13 октября 2021 года на общую сумму 21629200 рублей с указанием даты актов приема-передачи №№ 1-4 – от 11 октября 2021 года, стоимости имущества по договору, то есть ранее фактической даты передачи имущества по актам №№ 3 и 4 от 14 октября 2021 года, что указывает на недостоверное предоставление информации в Росфинмониторинг; при этом в договоре финансовой аренды лизинга № 28-2021 от 10 декабря 2021 года передано имущество стоимостью 15033432 рубля, что подтверждено договором поставки от 06 декабря 2021 года № 27-2021, а согласно сообщению № 12, представленному в Росфинмониторинг 13 декабря 2021 года, сумма по договору № 28-2021 указана неверно – 18 5001 рубль 89 копеек, отражена общая сумма по договору лизинга: лизинговых платежей, авансового платежа и выкупной стоимости, в то время как суммой операции по предоставлению имущества по договору финансовой аренды лизинга является непосредственно стоимость имущества, передаваемого в лизинг.

По факту выявленного нарушения должностным лицом Росфинмониторинга составлен протокол об административном правонарушении, отвечающий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 219-223) и вынесено постановление о назначении Сененко Т.А. административного наказания, которое отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 8-17, 189-188).

Фактические обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении, в том числе: договором финансовой аренды (лизинга) № 04 от 18 августа 2021 года (т. 1 л.д. 28-34, 151-166), электронным сообщением об операциях с денежными средствами (т. 1 л.д. 35-42), выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (т. 1 л.д. 43), правилами внутреннего контроля ООО «Автолизинг» (т. 1 л.д. 50-135), утвержденными приказом № 05-од от 22 июля 2021 года (т. 1 л.д. 150), решением единственного участника ООО «Автолизинг» об избрании директора от 26 апреля 2021 года (т. 1 л.д. 147), приказом о переводе работника на другую работу от 14 сентября 2021 года № 3 (т. 1 л.д. 148) и приказом о работе по совместительству от 26 апреля 2021 года № 1 (т. 1 л.д. 149), внутренним сообщением об операции (т. 1 л.д. 167), приказом № 04-од от 22 июля 2021 года о назначении специального должностного лица, ответственным за организацию реализации Правил внутреннего контроля (т. 1 л.д. 187), приказом о проведении выездной проверки (т. 1 л.д. 249-250).

В своих объяснениях при составлении протокола (т. 1 л.д. 199-203) Сененко Т.А. не отрицает факта совершения вменяемого административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного, совершение правонарушения Сененко Т.А. нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о виновности Сененко Т.А. в совершении административного правонарушения, ее действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина Сененко Т.А. в совершении административного правонарушения установлена на основании имеющихся в материалах дела доказательств. Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судьи районного суда, незаконности вынесенных ими по делу решений в части установления вины Сененко Т.А.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из материалов дела не усматривается.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Сененко Т.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, имущественного положения виновного лица. Наказание в виде административного штрафа назначено в пределах размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, является справедливым и соразмерным содеянному.

Правовые основания для изменения назначенного Сененко Т.А. административного наказания отсутствуют.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст.3.4 указанного Кодекса.

Учитывая установленные фактические обстоятельства дела, связанные с совершением Сененко Т.А. правонарушения, должностное лицо и судья районного суда пришли к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Допущенное административное правонарушение носит формальный характер, вместе с тем, судом апелляционной инстанции учитывается тяжесть совершенного правонарушения и наличие существенной угрозы охраняемым общественным интересам, что выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В настоящем случае характер совершенного правонарушения и объект посягательства не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и особая значимость регулируемых общественных отношений в сфере противодействия финансированию терроризма и отмыванию доходов, полученных преступным путем, исключают и признание данного правонарушения в силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав малозначительным.

Доводы жалобы заявителя об имеющихся в материалах дела решении Арбитражного суда Свердловской области об удовлетворении требований ООО «Автолизинг» о признании незаконным и отмене постановления должностного лица о привлечении ООО «Автолизинг» к административной ответственности, являющегося, по мнению заявителя, доказательствами по делу, отмену обжалуемых решений не влекут, поскольку преюдициального значения для настоящего дела не имеют.

Фактически доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи, правовых для которой не установлено, а несогласие заявителя с состоявшимися актами таковым не является.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, дана объективная и мотивированная оценка доводам жалобы.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу от 05 апреля 2022 года №03-22/07, решение судьи Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 27 июля 2022 года № 12-648/2022, вынесенные в отношении директора ООО «Автолизинг» Сененко Татьяны Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Н.В. Краснова