ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-112/2021 от 23.08.2021 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

72-112/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

РЕШЕНИЕ

23 августа 2021 г. г.Владикавказ

Судья Верховного Суда РСО-Алания ФИО1,

рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 на решение Моздокского районного суда РСО-Алания от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Чистый город»,

установил:

Постановлением Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО «Чистый город» привлечен к административной ответственности, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Решением Моздокского районного суда РСО-Алания от 27 мая 2021 года постановление Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ООО «Чистый город» отменено, производство по делу прекращено.

Не согласившись с решением Моздокского районного суда РСО-Алания от 27 мая 2021 года, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд РСО-Алания, в которой просил отменить его отменить как незаконное.

Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования решения суда, которое подлежит удовлетворению, так как копия вышеуказанного решения была получена 02 июня 2021 года, а жалоба была подана государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 11 июня 2021 года. Таким образом, жалоба на решение подана в установленный законом срок.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу решение Моздокского районного суда РСО-Алания от 27 мая 2021 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в отношении ООО «Чистый город» на основании приказа на проведение плановой выездной проверки от ... года №85 Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка.

По результатам проверки ООО «Чистый город» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение Обществом обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления, и лимитов на их размещение, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Проверяя законность и обоснованность указанного постановления должностного лица административного органа, данные обстоятельства судья районного суда счел, что управлением плановая выездная проверка в отношении ООО «Чистый город» проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и сделал вывод о том, что результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом требований ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем постановление Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ООО «Чистый город» отменил, производство по делу прекратил.

С такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя ввиду того, что они сделаны без надлежащей проверки всех обстоятельств настоящего дела.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного срока.

На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации размещен «Единый реестр проверок», где в указана вся информация о проведении плановой проверки в 2021 году в отношении ООО «Чистый город», а именно, тип проверки - плановая выездная, вид государственного контроля (надзора)- федеральный государственный экологический надзор, категория опасности - высокий риск (2 класс), дата начала проведения проверки и дата окончания проведения проверки - с 01.03.2021г. по 29.03.2021г., срок проведения проверки (в рабочих часах) - 50, цели, задачи, предмет проверки - федеральный государственный экологический надзор. Лицензионный контроль (скриншот страницы прилагается).

Следовательно, довод суда первой инстанции о нарушении требований подпункта 7 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294), является необоснованным и подлежит отмене

В соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ № 294 срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

Частью 2 статьи 13 ФЗ № 294 установлено, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Как установлено, ООО «Чистый город» является субъектом малого и среднего предпринимательства, категория - малое предприятие.

В акте проверки Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от ... года № ... указано, что общая продолжительность проверки составила 12 рабочих дней/38 часов.

Следовательно, довод суда первой инстанции о нарушении сроков проведения проверки в отношении ООО «Чистый город», является необоснованным.

Правовые основания обращения с отходами производства и потребления, в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких; отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89). Частью 2 статьи 18 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Применительно к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их, размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти Российской Федерации в области обращения с отходами.

Частью 3 статьи 18 ФЗ № 89 установлено, для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ № 219), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Однако судом первой инстанции не учтено, что в период с 01.01.2019 года до получения комплексных экологических разрешений, установленные частями 6 и 7 ФЗ № 219, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядку, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

В соответствие со статьей 11 ФЗ № 89, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ № 89, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Соответственно довод суда первой инстанции о том, что субъекты малого предпринимательства не разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, является необоснованным.

Правила составления ПНООЛР и подачи отчетности об отходах зависят от категории негативного воздействия, присвоенной объекту (ст. 18 ФЗ № 89).

Так, при осуществлении деятельности на объекте I или II категории - юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать ПНООЛР.

Свидетельством о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 28.11.2017 № ВLРLСХJХ, выданное Управлением Росприроднадзора по РСО-Алания, подтверждается постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемый объект ООО «Чистый город» и присвоение ему I категории негативного воздействия на окружающую среду.

В нарушение ст. 11, ч.2 ст. 18 ФЗ № 89, ООО «Чистый город» не разработало проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи решение Моздокского районного суда РСО-Алания от 27 мая 2021 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Решение Моздокского районного суда РСО-Алания от 27 мая 2021 года отменить, дело об административном правонарушении по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Чистый город», направить на новое рассмотрение в Моздокский районный суд РСО-Алания.

Жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 – удовлетворить частично.

Судья Верховного Суда РСО-Алания ФИО1

Определение12.01.2022