ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 72-1144/2022 от 26.10.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 72-1144/2022

66RS0001-01-2022-003643-76

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2022 года жалобу ФИО1 на решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июня 2022 года № 12-435/2022, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 марта 2022 года № 066/04/9.21-429/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу решений в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, заслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, согласно ч.1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (п. 1 Правил).

В соответствии с п.п. «б» п. 16 Правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Из материалов дела усматривается, что МУП БВКХ «Водоканал» 16 сентября 2020 года обратилось в адрес ОАО «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение объекта ЭПУ-0,4 кВ, оплатив присоединение 13 ноября 2020 года. По соглашению сторон срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлен до 01 сентября 2021 года. Однако по состоянию на 19 января 2022 года технологическое присоединение не произведено, условия договора ОАО «МРСК Урала» не выполнены.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заместителя директора по реализации услуг ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» ФИО1, который не выполнил своих обязанностей, предусмотренных вышеназванными Правилами по соблюдению сроков технологического присоединения по договору с МУП БВКХ «Водоканал» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного пришел к выводу об обоснованном привлечении ФИО1 к ответственности как должностного лица, с чем согласиться нельзя.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 26.1 данного Кодекса по делу об административном правонарушении установлению подлежат лицо и его виновность в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения одновременно двух должностных лиц исключается. Иное означало бы нарушение принципа виновной ответственности за административное правонарушение.

Вместе с тем, постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 марта 2022 года № 066/04/9.21-762/2022 директору производственного отделения ЦЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» Б. назначено административное наказание по ч.2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признаку повторности.

При этом фактические обстоятельства дела, изложенные заместителем руководителя УФАС Свердловской области в постановлениях о назначении наказания, вынесенных в отношении обоих должностных лиц ОАО «МРСК Урала» - «Свердловскэнерго» ФИО1 и Б. аналогичны (л.д. 51-59), постановление по делу об административном правонарушении в отношении Б. вступило в законную силу 18 мая 2022 года и исполнено им 12 июля 2022 года (л.д.60).

В соответствии со ст. 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление должностного лица антимонопольного органа от 28 марта 2022 года № 066/04/9.21-762/2022 в отношении Б. может быть использовано в качестве доказательства, которым фактически опровергнуты выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Таким образом, вина ФИО1 как должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждения не нашла, в связи с чем состоявшиеся в отношении него постановление должностного лица и решение судьи не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 марта 2022 года № 066/04/9.21-429/2022 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского областного суда О.А. Белеванцева