66RS0003-02-2022-000545-96
дело № 72-1160/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2022 года жалобу государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ( / / )1 на решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 11 июля 2022 года № 12-485/2022, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»),
установила:
постановлением названного должностного лица от 17 марта 2022 года № С01-84/2022-02 ОАО «РЖД» по ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначен административный штраф в размере 100 000 рублей за неисполнение обязательных требований по принятию мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Решением судьи районного суда по результатам рассмотрения жалобы, постановление должностного лица отменено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе должностное лицо ( / / )1 просит об отмене судебного решения и возвращении дела на новое рассмотрение связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Как видно из материалов дела, 03 марта 2022 года заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при проведении анализа сведений, размещенных в государственном водном реестре, государственной информационной системе «Рыбоохрана» ФГБУ «ЦУРЕН», содержащихся в решении о предоставлении водного объекта в пользование от 04 мая 2018 года № 66-14.01.05.025-Р-РСВХ-С-2018-02191/00, установлен факт осуществления ОАО «РЖД» деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства без соблюдения обязательных требований по принятию мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения постановления и назначения ОАО «РЖД» административного наказания послужил факт нарушения обществом требований абз. 9 ст. 3, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пп. «б,в,е,ж,з» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, ОАО «РЖД», что выразилось в осуществляет сброс сточных вод, сформированных хозяйственно-бытовыми сточными водами железнодорожной станции «Ивдель-1» и жилого района около станции, поступающими в реку Серьговка, через выпуск № 1, без согласования мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области рыболовства.
Осуществив в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пересмотр постановления от 17 марта 2022 года № С01-84/2022-02, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, поскольку сведений о внедрении ОАО «РЖД» новых технологических процессов либо ведении иной технологической деятельности в районе реки Серьговка, через выпуск № 1, которая могла бы оказать негативное воздействие на биологические ресурсы и среду их обитания, для чего в силу п. б п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 требовалось согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, в материалы дела не представлено.
Кроме того, порядок привлечения ОАО «РЖД» к ответственности нарушен.
Так, должностное лицо Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству провело анализ сведений, не оформив каким-либо образом результаты этого анализа, после чего 12 января 2022 года, не возбуждая дело об административном правонарушении, вынесло определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предоставленные ОАО «РЖД» документы и письменные объяснения послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем для должностных лиц Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству поводами к возбуждению дела об административном правонарушении могут являться:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Также основаниями для составления должностными лицами Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству протокола об административном правонарушении могут быть
- материалы административного расследования, проведенного в порядке, предусмотренном ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- материалы государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Согласно п. 2 Положения о Нижнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 17 сентября 2013 года № 705, Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
В силу п.п. 8.1.20, 8.2.3 названного Положения Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в соответствии с закрепленной сферой деятельности
- осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на территории осуществления полномочий Управления и по поручению Агентства на иной территории Российской Федерации;
- организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга.
При этом Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству имеет право:
- запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности Управления;
- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
- проводить проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, нормы и правила, в пределах компетенции Управления (п. п. 9.2, 9.4, 9.5, 9.6 Положения).
Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 994.
В соответствии с п. 2 этого Положения мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за:
- распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также средой их обитания;
- рыболовством и сохранением водных биоресурсов, осуществляемых с использованием космических средств и информационных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации, позволяющих обеспечить сбор, обработку и хранение данных таких наблюдений.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, устанавливающее порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 996.
В силу пп. «а» п. 3 данного Положения предметом государственного контроля (надзора) являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, включая требования о выполнении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования о наличии эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях.
Согласно п. 5, пп. «б» п. 8 органы контроля осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает, в частности руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству.
Пунктами 15 и 57 Положения также предусмотрено, что органы контроля проводят профилактические мероприятия (информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит), а также внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (контрольная закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка).
Исходя из анализа положений ст. ст. 57, 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется по заданию уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а проведение контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, а также документарные проверки - по решению контрольного (надзорного) органа, подписанному уполномоченным должностным лицом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, физических и юридических лиц, средств массовой информации материалы, сообщения и заявления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству не поступали и не анализировались.
Административное расследование в отношении ОАО «РЖД» должностным лицом административного органа не проводилось. Вмененные ОАО «РЖД» нарушения выявлены должностным лицом не в результате осуществления государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Следовательно, правонарушение, вмененное ОАО «РЖД», выявлено должностным лицом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при этом задание уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа или соответствующее решение, подписанное уполномоченным должностным лицом, в материалах дела отсутствует.
Приходя к выводу о выявлении факта нарушения закона при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, суд учитывает, что должностное лицо Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству фактически провело мероприятие по контролю, вступив во взаимодействие с ОАО «РЖД», истребовав необходимые документы и информацию.
Возбуждение дела об административном правонарушении при непосредственном обнаружении должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), было возможно лишь при осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов или проведении административного расследования или контрольных (надзорных) мероприятий, чего в указанном случае сделано не было.
Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, получены должностным лицом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по результатам непосредственного взаимодействия с ОАО «РЖД» в отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении ОАО «Российские железные дороги» являлся недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован при вынесении постановления.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на не вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 11июля 2022 года № 12-485/2022 в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отмене по доводам жалобы должностного лица не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 11 июля 2022 года № 12-485/2022, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского областного суда О.А. Белеванцева