дело № 72-1162/2022
УИД: 66RS0003-02-2022-000558-57
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2022 года жалобу врио старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству М на решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 11 июля 2022 года № 12-487/2022, вынесенное в отношении ОАО «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением врио старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17 марта 2022 года № С01-86/2022-02 ОАО «Российские железные дороги» за осуществление сброса сточных вод в водный объект без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе должностное лицо М просит решение судьи отменить, настаивая на виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, указывает при этом, что судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, оснований к отмене решения судьи не нахожу в силу следующего.
Частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Как следует из материалов дела, 03 марта 2022 года в 12:30 часов врио старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству М при проведении анализа сведений, размещенных в государственном водном реестре, государственной информационной системе «Рыбоохрана» ФГБУ «ЦУРЕН», содержащихся в решении о предоставлении водного объекта в пользование от 04 мая 2018 года №66-14.01.05.005-Р-РСВХ-С-2018-02192/00, установлен факт осуществления ОАО «РЖД» иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380.
Установлено, что в нарушение абз. 9 ст. 3, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 ОАО «РЖД» осуществляет сброс сточных вод, сформированных хозяйственно-бытовыми сточными водами с территории пристанционного поселка и производственных стоков от объектов станции Решёты, поступающими в водный объект р. Чаша на 1,4 км от устья через выпуск № 1 (географические координаты места выпуска 56?51’04” с.ш. 60°13?02” в.д.) в период с 04 мая 2018 года по 03 марта 2022 года без оценки воздействия деятельности по сбросу сточных вод на биоресурсы, без программы производственного биологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, без определения последствий негативного воздействия деятельности по сбросу сточных вод на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, то есть без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО «РЖД» протокола об административном правонарушении от 03 марта 2022 года №С01-86/2022-02 и вынесения 17 марта 2022 года постановления №С01-86/2022-02 о назначении юридическому лицу административного наказания.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу о недоказанности вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратил производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с данным правильным выводом судьи не имеется.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, должностное лицо Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству провело анализ сведений, не оформив каким-либо образом результаты этого анализа, после чего 12 января 2022 года, не возбуждая дела об административном правонарушении, вынесло определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.42-43).
Так, должностное лицо данным определением обязало ОАО «РЖД» в трехдневный срок со дня получения определения предоставить в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству решение о предоставлении водного объекта в пользование; договор о водопользовании; нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения; письменные пояснения о причинах отсутствия истребуемых сведений.
Предоставленные ОАО «РЖД» документы и письменные объяснения послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем для должностных лиц Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству поводами к возбуждению дела об административном правонарушении могут являться:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Также основаниями для составления должностными лицами Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству протокола об административном правонарушении могут быть:
- материалы административного расследования, проведенного в порядке, предусмотренном ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- материалы государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Согласно п. 2 Положения о Нижнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 17 сентября 2013 года № 705, Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
В силу п.п. 8.1.20, 8.2.3 названного Положения Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в соответствии с закрепленной сферой деятельности:
- осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на территории осуществления полномочий Управления и по поручению Агентства на иной территории Российской Федерации;
- организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга.
При этом Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству имеет право:
- запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности Управления;
- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
- проводить проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, нормы и правила, в пределах компетенции Управления (п. п. 9.2, 9.4, 9.5, 9.6 Положения).
Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 994.
В соответствии с п. 2 этого Положения мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за:
- распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также средой их обитания;
- рыболовством и сохранением водных биоресурсов, осуществляемых с использованием космических средств и информационных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации, позволяющих обеспечить сбор, обработку и хранение данных таких наблюдений.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, устанавливающее порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 996.
В силу пп. «а» п. 3 данного Положения предметом государственного контроля (надзора) являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, включая требования о выполнении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования о наличии эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях.
Согласно п. 5, пп. «б» п. 8 органы контроля осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает, в частности руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству.
Пунктами 15 и 57 Положения также предусмотрено, что органы контроля проводят профилактические мероприятия (информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит), а также внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (контрольная закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка).
Исходя из анализа положений ст. ст. 57, 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется по заданию уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а проведение контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, а также документарные проверки - по решению контрольного (надзорного) органа, подписанному уполномоченным должностным лицом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, физических и юридических лиц, средств массовой информации материалы, сообщения и заявления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству не поступали и не анализировались.
Административное расследование в отношении ОАО «РЖД» должностным лицом административного органа не проводилось. Вмененные ОАО «РЖД» нарушения выявлены должностным лицом не в результате осуществления государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Следовательно, правонарушение, вмененное ОАО «РЖД», выявлено должностным лицом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при этом задание уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа или соответствующее решение, подписанное уполномоченным должностным лицом, в материалах дела отсутствует.
Приходя к выводу о выявлении факта нарушения закона при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, суд учитывает, что должностное лицо Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству фактически провело мероприятие по контролю, вступив во взаимодействие с ОАО «РЖД», истребовав необходимые документы и информацию.
Возбуждение дела об административном правонарушении при непосредственном обнаружении должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), было возможно лишь при осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов или проведении административного расследования или контрольных (надзорных) мероприятий, чего в указанном случае сделано не было.
Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, получены должностным лицом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по результатам непосредственного взаимодействия с ОАО «РЖД» в отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован при вынесении постановления.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, следовательно, выводы судьи о недоказанности вины юридического лица в совершении инкриминируемого деяния являются обоснованными и правильными.
Изложенное свидетельствует, что оценка доказательствам дана судьей на основании и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, с соблюдением правил, установленных ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, решение судьи по делу об административном правонарушении может быть отменено по жалобе должностного лица и потерпевшего только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В материалах дела об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену решения судьи, не усматривается.
Не содержат указания на существенные нарушения процессуальных требований и поданная должностным лицом жалоба.
Доводы жалобы должностного лица направлены на переоценку имеющихся доказательств по делу, они были предметом рассмотрения в судебном заседании районного суда, им дана надлежащая оценка, выводы по ним изложены в принятом по делу решении, оснований для их переоценки не усматривается.
Вместе с тем несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные законом процессуальные требования.
Иных предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в рамках разрешения настоящей жалобы не установлено.
С учетом изложенного, оснований к отмене состоявшегося решения по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 11 июля 2022 года № 12-487/2022, вынесенное в отношении ОАО «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Н.В. Краснова